Герой сегодняшней «историко-технической» статьи – один из самых популярных моноприводных ралликаров Украины.
Раллийная история автомобилей марки Opel в Украине, на самом деле, весьма объемна. По нашим данным, в стране на сегодняшний день в том или ином состоянии находятся более двадцати различных моделей Opel, оснащенных каркасами безопасности. Поскольку впихнуть их все в один материал было бы сложновато, мы решили посвятить этой немецкой марке несколько публикаций, первая из которых посвящена исключительно модели Astra.
Первый в Украине хетчбек Opel Astra F выехал на раллийные трассы в далеком уже 2002 году; и управлял им, конечно же, экипаж Валерия Вартаняна и Андрея Димова. Трудно поверить, но эта троица (автомобиль, пилот и штурман) была неразлучна на протяжении десяти лет! На одной и той же машине, в одном и том же составе экипаж провел 51 раллийную гонку, выиграв при этом Кубок Лиманов (дважды, в 2005 и 2006-м) и чемпионат Украины в 2011 году. При желании, об истории только этого автомобиля можно было бы написать отдельную статью – но пока что мы настолько глубоко «закапываться» в эту тему не будем.
Завоевав желанный чемпионский титул, Вартанян решил попробовать себя на новой технике, сменив в последующие годы несколько разных автомобилей – а заслуженная «астра» через некоторое время переехала в Одессу, к Дмитрию Нагулину, у которого она находится и сейчас. Повторить достижения прежнего хозяина Дмитрию пока не удалось – его лучшим результатом стал подиум на мини-ралли «Северин» 2020 года. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что данный автомобиль уже может считаться легендарным – ведь это единственный украинский Opel Astra, остающийся в раллийном строю на протяжении 20 лет!
Вторая «астра» того же поколения появилась в Украине вскоре после первой – в 2004 году ее привез из Польши Сергей Созанский. Как и многие другие автомобили данной марки, машина вскоре оказалась у главного «опелевода» Одессы Сергея Тодосьева, который в течение нескольких лет то сдавал ее в аренду другим пилотам (в частности, Игорю Щупкину, Олегу Дорогану и Георгию Богаткину), то стартовал на ней сам. Именно на тот период пришлись все три старта данного автомобиля в чемпионате Украины по ралли – в остальные годы он принимал участие только в Кубке Лиманов.
В 2011 году новым владельцем машины стал широко известный украинско-турецкий пилот Сезер Селями, который провел на ней два сезона (и однажды даже заехал на подиум в классе Р7). Затем автомобиль перешел в собственность еще одного одесского спортсмена, Ивана Томашевского, у которого он остается и поныне. Отметим, кстати, что это – единственный трехдверный хетчбек Opel Astra F, который на сегодняшний день находится в продаже.
Возвращаясь к Сезеру Селями, скажем, что некоторое время этот спортсмен выступал и на еще одном автомобиле Opel Astra, который был завезен в 2008 году из Турции. В первой же своей гонке (это было ралли «Столица») Селями стал вторым в классе PS7 – но повторить это достижение в следующих 15 стартах он так ни разу и не смог.
Судьба этой машины достаточно интересна. Помимо Сезера, на ней по разу выступали титулованные спортсмены Дмитрий Тананевич и Руслан Топор – однако ни тому, ни другому довести ее до финиша не удалось. А вот когда белая «астра» в 2015 году попала в руки пилота и организатора из Белгорода-Днестровского, Анатолия Маргаряна, картина изменилась – Маргарян трижды стартовал на «опеле» в гонках Кубка Лиманов, и трижды проходил всю дистанцию целиком. По нашей информации, данный автомобиль по-прежнему находится у Анатолия, однако на продажу он (по крайней мере, публично) не выставлялся.
Из южных областей Украины перенесемся в западные, в город Ужгород, откуда в украинское ралли пришли еще три автомобиля Opel Astra. Первый из них в 2006 году вывел на трассы ралли и горных гонок Мирослав Василенко, на счету которого 9 стартов в Чемпионате и Кубке Украины. Лучшим для пилота стал 2008 год, когда ему удалось несколько раз подняться на подиум, и даже выиграть в своем классе ралли «Львовский Стандарт». Впоследствии красная «астра» была выставлена на продажу – однако, чем закончилось дело, мы на данный момент сказать не можем.
Эстафету у Василенко принял его земляк Сергей Шевченко, который с 2009 по 2015 год стартовал на зеленом хетчбеке Opel Astra. Поскольку эта машина, единственная из описываемых нами, имела 1,4-литровый двигатель, Шевченко участвовал в зачете самых младших национальных классов. Высокой наполняемостью эти классы никогда не могли похвастаться, поэтому каждый раз, когда Сергей добирался до финиша, он занимал призовое место. В конце концов такие «победы без борьбы» надоели пилоту, и он продал свой автомобиль – а взамен построил новый, уже 2,0-литровый.
После перехода в более высокий класс результаты спортсмена несколько ухудшились – однако на подиумы он продолжал заезжать с завидной регулярностью. В 2018 году единственная в стране пятидверная раллийная «астра» была выставлена на продажу – однако до сих пор владельца не сменила; и нынешние его планы относительно автомобиля нам неизвестны.
В заключение рассказа об автомобилях данной модели упомянем две машины Opel Astra G – поколения, которое пришло на смену генерации Opel Astra F. Первый из таких автомобилей завез в Украину уже упоминавшийся Сергей Тодосьев; через некоторое время машину купил Михаил Пурис, у которого она остается и сейчас. Поскольку автомобиль не стартовал в ралли уже более десяти лет, говорить о том, насколько он готов к участию в соревнованиях, мы попросту не можем.
То же самое можно сказать и о второй машине с кузовом поколения G, которая была построена в 2014 году для Александра Панайотова. В первой же своей гонке на автомобиле ВАЗ 2108 Александр заехал на подиум, что дало повод надеяться на интересную карьеру этого пилота. К сожалению, пересев на более мощную «астру», Панайотов так и не сумел реализовать свой (и ее) потенциал, лишь однажды доехав до финиша в пяти гонках сезона-2015. Насколько нам известно, с той поры данный автомобиль больше ни разу не выезжал на боевую раллийную трассу.
Подведем итог. Из восьми автомобилей Opel Astra в сезоне 2020 года стартовал лишь один – однако из оставшихся семи ни один, по нашим данным, не был списан. И если потенциальный приверженец марки захотел бы купить для стартов в ралли именно автомобиль Opel – сделать это было бы несложно; более того, у него даже был бы выбор. Дело за малым – найти таких желающих…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Виктор Аджамский, Сергей Холодило, Лариса Мищанчук, Владимир Некрасов, Александр Василюк