«Если бы молодость знала, если бы старость могла…» – написал 400 лет тому назад француз Анри Этьен. Жаль, не дожил мудрец до ралли «Фортеця» – у нас и молодость знает, и старость может.
На самом деле, конечно, крылатые слова французского писателя по-прежнему актуальны. В какую область человеческой деятельности ни загляни, тут же убедишься, что молодым людям обычно не хватает опыта, а у зрелых чаще всего с годами исчезает энтузиазм. И спорт, конечно же, не является исключением из этого правила.
Но реальная жизнь настолько разнообразна, что не вписывается в столь простые формулы. Мы собрали в одном материале лишь четыре эпизода ралли «Фортеця» – но в каждом из них свой собственный сюжет, своя интрига и своя мораль. Квентин Тарантино может нервно закуривать – наши «Четыре комнаты» будут, пожалуй, поинтереснее.
Эпизод первый – когда опыта не хватило
Едва-едва началась воскресная часть гонки, как в штаб подоспело известие – между знаками «Финиш» и «Стоп» на СУ5 стоит Антон Корзун. Не успели безопасники толком разобраться, почему стоит и не мешает ли проезду, как точно в том же месте замерли точки GPS-трекеров на автомобилях Дениса Лохмана и Александра Рогочего. Три полноприводных машины сошли с трассы в одном месте? Ничего себе гоночка стартовала…
Вряд ли это технические сходы – подумали мы и не ошиблись. Когда же в онлайн-чатах стали появляться фотографии с места события, картина стала и вовсе безрадостной. Три «эвика» с повреждениями разной степени замерли в разных позах на зеленой траве возле финиша спецучастка. Несколько тысяч долларов ремонта, потерянные шансы на борьбу за призы, разочарованные болельщики и спонсоры – и все это в одном злополучном повороте. Почему?
На самом деле, объяснений может быть много. Ну вот, например:
- Экипаж ошибся с выбором резины, поставив на первую секцию дня мягкий состав. Да, он давал преимущество в скорости (что мы и увидели по результатам этого СУ, который все трое проехали весьма быстро) – но к концу длинного допа наверняка «поплыл» и держал намного хуже, чем твердый.
- Экипаж ошибся в записи стенограммы, придав данному повороту неправильную градацию (или вовсе не прописав его тщательно, решив, что после знака «Финиш» записывать трассу уже не обязательно).
- Экипаж правильно записал это место, но не учел, что при перехода с гравия на асфальт идущие впереди машины наверняка вынесут на дорогу грязь и мелкие камешки, которые сделают траекторию очень скользкой.
- Экипаж все сделал правильно, но пилот на финише допа, в горячке, на адреналине, просто ввалился в данный поворот чуть быстрее, чем стоило.
Продолжать можно долго, но глобально причина одна: всем троим так или иначе не хватило опыта. По сути, именно в этот момент они его и приобрели – только за очень большие деньги. И здорово, если этот опыт сделает Антона, Дениса и Сашу сильнее, быстрее и успешнее в будущем.
Эпизод второй – когда опыт был лишним
Мало кто знает, что буквально за пару дней перед гонкой Борис Ганджа провел короткие тесты за рулем Mini JCW WRC – на тестовой трассе Eurolamp WRT под Киевом. Эти тесты не преследовали никакой стратегической задачи – простое знакомство с машиной. Кто бы мог подумать, что эти несколько ознакомительных километров лишат Бориса верной победы в ралли «Фортеця»?
А ведь все получилось именно так. «Крыша, которую я сделал на СУ8, была абсолютно дурацкой, – рассказал после гонки Ганджа. – Слишком широко зашел в этот поворот, а дальше подброс с внутренней стороны совпал с ямкой по наружной стороне. Упор – и переворот. Все просто и глупо.
Но штука в том, что Mini, благодаря ходу его подвески, в таком месте ни за что бы не перевернулся. Он прошел бы его и не заметил. И сейчас, возвращаясь мыслями к этой – первой в моей карьере – аварии, я понимаю, что меня в какой-то мере сбил с толку именно короткий опыт езды на машине WRC. Я почему-то решил, что этот поворот и на N-групповом автомобиле можно проехать так. Оказалось – нельзя».
Одна ошибка за всю гонку – но решающая. Ведь по сумме первых семи допов Борис Ганджа лидировал в классе 4WD Open с преимуществом более полуминуты над ближайшим преследователем – и в общем-то, гонка складывалась в его пользу. Да и после аварии, из четырех оставшихся спецучастков Борис выиграл три, отыграв у соперников целую минуту. Увы – времени, потерянного из-за переворота, оказалось слишком много…
В то же время именно немалый гоночный опыт помог Гандже довести поврежденную и наспех отремонтированную машину до финиша. Посмотрите на фото – как аккуратно пилот входит в брод. Боится? Ничуть не бывало! Просто понимает, что на вставленном вместо разбитого лобовом стекле нет дворников – и поэтому преодолевает брод осторожно, чтобы не заляпать себе стекло в самом начале 18-километрового спецучастка…
Эпизод третий – когда опыт решил все дело
Наверняка многие, увидев в заявке на «Фортецю» экипаж Владимира Петренко и Александра Борейко, тепло, но в то же время снисходительно улыбнулись – мол, что тут скажешь, решили «старики» покататься в свое удовольствие. В ходе гонки улыбки постепенно сходили с лиц удивленных «экспертов» – единственный экипаж в зачете «100+» достаточно быстро закрепился на третьей позиции в классе 4WD Open, а после упомянутой выше «крыши» Бориса Ганджи и вовсе вышел на второе место!
А теперь мы расскажем вам такое, от чего у вас просто упадут на пол челюсти. Известно ли вам, что дядя Вова – единственный из лидеров абсолюта, который в ходе этой гонки не заезжал на удаленную дозаправку? Вы представляете, насколько точным должен быть для этого расчет количества заправленного в сервисе топлива? Какой филигранной должна быть техника езды, какими выверенными должны быть траектории?
Минимум скольжений, минимум пробуксовок, никаких лишних движений! По словам Александра Борейко, на некоторых дорожных секциях, там, где дорога шла под уклон, пилот порой просто выключал передачу и катился на нейтрали. Выгода очевидна: половину спецучастков Петренко проезжал на существенно более легкой машине, нежели все его соперники. Вот он, точнейший гоночный калькулятор в исполнении самого опытного из действующих участников ЧУ!
Эпизод четвертый – когда опыт и молодость совпали
Само собой, в этой части нашего рассказа речь пойдет об экипаже Юрия Хомицкого и Андрея Рощенко. Обоим спортсменам нет еще и сорока. Всего 16 (теперь уже 17) совместных стартов. Налицо тот самый сплав молодости и гоночного опыта, который, по всем законам жанра, должен приносить максимальный результат.
И в этот раз мы, согласно голливудским канонам, имеем чистой воды Happy End. Хомицкому хватило опыта для того, чтобы правильно записать и проехать тот самый коварный «гравийно-асфальтовый» поворот на СУ5. Он не экспериментировал с траекториями и не вылетел с трассы. Он ехал достаточно эффектно, чтобы радовать зрителей (чего стоит один лишь его прыжок на Большом трамплине на СУ5) – но вполне эффективно, чтобы держаться среди лидеров.
Но вы только посмотрите, что произошло с Хомицким, когда он увидел переворот Ганджи и понял, что стал лидером гонки! Средняя скорость Юрия на допах третьей секции, как по мановению волшебной палочки, снизилась ровно на два километра в час – естественно, по сравнению со второй секцией. Да, это подпортило статистику – ни одного допа до конца гонки Хомицкий больше не выиграл. Но с позиций прагматичности и контроля над ситуацией это решение было абсолютно оправдано и заслуживает самой высокой похвалы.
Конечно, на 100% можно быть уверенным, что Юра с куда большим удовольствием одержал бы свою первую победу в абсолюте ЧУ несколько не так. Не доезжая прагматично до финиша – а в жесткой борьбе, в напряженной схватке с соперниками, которая длилась бы до последних метров дистанции. Хомицкий – боец, каких еще поискать, и победа, вырванная зубами, принесла бы ему еще больше радости.
Но, как говорилось в одном известном анекдоте – и так неплохо получилось, правда ведь?
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Денис Сисин, Антон Горгуль