Херсонской гонке не привыкать к статусу решающей в чемпионате Украины – из 26-ти состоявшихся турниров (включая нынешний) в десяти случаях финал проходил именно здесь.
Впрочем, «финальный» и «решающий» – далеко не всегда одно и то же. История знает примеры, когда имя абсолютного чемпиона страны было известно задолго до старта последнего этапа. Взять, скажем, относительно недавний 2015 год, когда Денис Сидоров настолько уверенно опережал всех соперников в чемпионской гонке, что на финальном этапе мог поменяться местами со своим штурманом, Николаем Романовым!
Впрочем, к счастью, чаще бывает наоборот – херсонский финал представляет собой как минимум дуэль двух фаворитов. Как максимум же, претендентов бывало и больше – например, в 2012 году на титул математически претендовали Александр Салюк-младший, Валерий Горбань, Николай Чмых-младший и Антон Кузьменко. Серьезной драки тогда не получилось – Салюк, вооруженный новейшим Lancer Evo X, легко расправился с конкурентами; однако сам факт «финала на четверых», как ни крути, вошел в историю.
Нынешний сезон в этом смысле не является рекордным, поскольку соискателей абсолютного чемпионства «всего лишь» трое – но на самом деле, и этого вполне достаточно, чтобы количество вариантов развития событий намного отличалось от единицы. Ведь фишка нашего чемпионата заключается в том, что при шести состоявшихся этапах в зачет пойдут только четыре лучших результата для каждого гонщика. А это означает, что набранные на финале очки, чисто теоретически, могут и не засчитаться кому-то из претендентов!
Возьмем, к примеру, лидера чемпионата – Юрия Хомицкого. Сейчас у него 198 очков; если принимать во внимание четыре лучших результата, то из них в зачет пойдут 188. Ближайшие преследователи конкретно отстают: у Александра Козлова 141 очко, у Антона Корзуна – 136. Казалось бы, Хомицкий может ехать задним ходом со включенной аварийкой – и все равно приехать к чемпионству. Да?
А вот и нет.
Штука в том, что «вторым худшим» результатом на данный момент у Хомицкого является ралли «Галиция», где он набрал только 32 очка. Иными словами, в Херсоне Юрию нужно непременно набрать очков больше, чем 32 – иначе они просто не будут засчитаны, и у него так и останется 188! В то же время «вторыми худшими» результатами конкурентов являются – для Козлова ралли «Трембита» (8 очков), для Корзуна ралли «Ворота Украины» (6 очков).
Понимаете, в чем коварство и одновременно прелесть существующей системы начисления очков? Козлову пойдет в зачет все, что он наберет сверх 8 очков. Корзуну – все, что он наберет сверх 6 очков. А Хомицкому – все, что он наберет сверх 32 очков! Согласитесь, это радикально меняет дело – не так ли?
Перечислить все варианты, которые потенциально могут иметь место по итогам Херсона – задача из области высшей математики (интегральные уравнения и все такое прочее). Поэтому обрисуем очень упрощенно:
- если Хомицкий выигрывает гонку – он чемпион
- если Козлов выигрывает гонку – надо смотреть результат Хомицкого
- если Корзун выигрывает гонку – надо смотреть результаты Козлова и Хомицкого.
А теперь – под завязку данного текста – еще один факт, который не поддается математическим выкладкам, но при этом способен разрушить их на корню. Никогда – от слова «совсем», то есть ни разу за 25 лет проведения ралли «Чумацкий Шлях» – его не выигрывал пилот на автомобиле Subaru Impreza.
Без сомнений, инженеры могли бы найти одно (или десять?) объяснение этому феномену – но мы не станем этим заниматься, а просто примем этот факт, как данность. «Субару» не везет в Херсоне. Максимум, которого смог добиться в свое время гуру этой марки, Андрей Александров – это два вторых места, добытые в 2005 и 2006 годах. Точка.
Ну, а теперь – давайте ждать и смотреть. Юрий Хомицкий и Александр Козлов имеют шанс переписать историю. Антон Корзун (равно как и Юрий Шаповалов, и Борис Ганджа, и еще многие пилоты на «мицу») – подтвердить ее правоту. Что же произойдет в ближайший уикенд?
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Некрасов, Александр Василюк