Давайте сразу договоримся не тратить время на обсуждение вопроса – а нужно ли было отменять/переносить гонку из-за погодных условий. В конце концов, право организатора – проводить соревнование, право спортсменов – в нем участвовать или не участвовать. Организатор решил проводить, спортсмены решили ехать. После этого все разговоры о календаре, погоде и трассе – как говорится, в пользу бедных.
Но есть один момент, закрыть глаза на который ну вот никак не получается. ОК, вы видите, что льет дождь. Вы инспектируете трассу и понимаете, что ей… скажем мягко, что она несколько изменилась. Вы подумали и решили провести гонку во что бы то ни стало. ОК, ваши дальнейшие действия?
Вы отменили открытие и параллельную гонку. Перенесли часть ознакомления на утро следующего дня. С большим скрипом, заручившись бумагой от участников, изменили формат проведения супер-спешиала. Так почему же, приняв такое количество нестандартных и оперативных решений, вы не приняли еще одно?
Разрешите шноркели. Да-да, те самые приблуды, пришедшие в ралли из трофи и рейдов, которые позволяют двигателям спокойно «дышать» без риска получить гидроудар. Раньше, до войны, их традиционно использовали на одной-единственной гонке – ралли «Мариуполь», где в маршрут входило многократное преодоление внушительного брода через реку Кальчик. Тогда в дополнительный регламент соревнования в обязательном порядке вписывалось отдельное разрешение монтировать на автомобили участников шноркели. Сейчас, в Херсоне, в регламент его вставлять было, конечно, уже поздно – но что мешало выпустить бюллетень?
На самом деле, это камень и в огород спортсменов тоже. Коль скоро вы уже самоорганизовались, в кои-то веки пришли к единому мнению, написали коллективное заявление директору ралли (или спортивным комиссарам, неважно) – то впишите туда и еще один пункт. «Ввиду большого количества воды на трассе соревнования разрешить установку шноркелей». Вряд ли на эту просьбу был бы получен отказ, правда?
Кто-то спросит – а смысл выпускать такой бюллетень в ночь с субботы на воскресенье? Какова вероятность того, что у спортсменов в ЗИПе были с собой эти самые шноркели? Ну, во-первых, мы этого не знаем – мало ли, кто что с собой возит. Во-вторых, дело организатора – разрешить, а дело участников – воспользоваться или нет. В конце концов, даже утром, пока проходило отложенное ознакомление, механики вполне могли при помощи болгарки и такой-то матери изготовить некое примитивное устройство из стандартных воздуховодов, купленных в ближайшем магазине сантехники. Ну чисто теоретически – могли? Могли.
Но поскольку разрешения не было – использовать шноркели было нельзя. И когда воскресным утром в интернете появились актуальные фото залитых водой участков трассы, стало понятно, что судьба гонки фактически решена.
Дело в том, что, в силу конструктивных различий между автомобилями Mitsubishi Lancer Evo и Subaru Impreza STi, первый от отсутствия шноркеля, в общем-то не страдает. Не вдаваясь в подробности, скажем, что для «лансеров» существует достаточно простое решение, которое сводит вероятность попадания воды в двигатель практически к нулю. Ну, а для «импрез» такого решения нет. Соответственно, для всех представителей «плеяд» гонка автоматически превращалась в лотерею – повезет или не повезет. А можно сказать еще жестче: угробим моторы – или не угробим.
К чести Юрия Хомицкого и Александра Козлова, они вышли на бой с самоотверженностью, достойной самураев. Оба претендента на титул выполнили каждый свою задачу-минимум: Хомицкий выиграл супер-спешиал, который специальным решением перенесли на СУ3, Козлов показал на нем третье время. И то, и другое оставляло пилотам математические шансы на чемпионство – но практически эти шансы таяли с каждым километром езды по болоту. И когда Subaru Хомицкого (а вместе с ней и аналогичная Subaru вернувшегося в строй Игоря Нечипорука) не вышла на очередную секцию из сервиса, стало понятно – чемпионат окончен.
Поймите правильно – с проблемами из-за мокрой и скользкой дороги сталкивались не только пилоты Subaru. Выступавшие на Mitsubishi Сергей Потийко, Вячеслав Проценко и Денис Лохман также закончили свои выступления за пределами трассы – но они, по крайней мере, не уложили на этой гонке свои двигатели. Ну, а Хомицкий, Нечипорук и даже финишировавший вторым Козлов – уложили. И, вне зависимости от исхода чемпионата, это обидно – ведь, с большой вероятностью, этого можно было избежать, приняв одно небольшое и вполне очевидное решение.
Естественно, все сказанное ничуть не умаляет ценность победы, одержанной Антоном Корзуном. Он также, как все, мог вылететь с трассы, застрять на бруствере, поломать амортизаторы или столкнуться с какими-то еще проблемами. И то, что Антон справился со всеми подстерегавшими его трудностями, делает честь и ему, и всей его команде.
Больше того, у нас ни в коем случае не повернется язык назвать итоговое чемпионство Корзуна незаслуженным. После жесткой аварии в Каменце-Подольском, после всех неполадок, преследовавших Антона на других гонках – не «поплыть», не опустить руки, сражаться до конца и победить: это ли не чемпионский путь? И разве не заслуживает Корзун искренних поздравлений в связи с тем, что стал триумфатором одного из самых напряженных, запутанных и драматичных сезонов в нашей истории?
Но вместе с этими поздравлениями мы хотим высказать и еще одну – прямо скажем, не новую – мысль. Друзья, давайте делать выводы. И ситуация с отменой супер-спешиала, и шноркели, и множество других вопросов требуют уточнения общего регламента ралли. Наступает межсезонье – то самое время, когда эти уточнения нужно предлагать, обсуждать и вносить. И сделать это необходимо – как минимум для того, чтобы в будущем не ходить по одним и тем же граблям.
В конце концов, впереди еще много новых граблей, не так ли?
Фото © R&G Project, Павел Копилец, Евгений Сокур