После бурного обсуждения предыдущего этапа чемпионата Украины, ралли «Стара Фортеця», у многих сложилось обманчивое впечатление, что вся опасность автомобильного спорта заключается в плохой организации процесса. Действительно, сама по себе трасса каменецкого ралли не считается слишком опасной; да, ее нужно качественно и грамотно перекрывать на время соревнования, но тяжелые аварии там случаются крайне редко. Пожалуй, на ум приходят разве что «краш-тесты» разных поколений Subaru Impreza, которые проводили в Каменце Андрей Александров в 2000 году и Алексей Тамразов в 2008-м.
Другое дело – ралли «Галиция». После резкой критики, обрушившейся на организаторов предыдущего этапа, Галицкий автоклуб, наоборот, заслуживает всяческих добрых слов – по словам очевидцев, безопасность зрителей на «Галиции» была обеспечена настолько, насколько это вообще возможно в условиях горных дорог общей протяженностью более сотни километров. Нельзя не отметить и совершенно уникальную для украинского ралли вещь – два (!) зрительских супер-спецучастка в Поляне и Дрогобыче (первый открывал гонку, второй являлся своеобразным «пауэр-стейджем»). Все это вместе взятое позволяет называть уровень организации гонки если не идеальным, то достаточно высоким.
Нет, главную опасность в данном случае таили в себе не организационные просчеты, а непосредственно дороги, предложенные спортсменам для «выяснения отношений». Асфальтовое покрытие само по себе считается гораздо коварнее гравийного – прежде всего потому, что «поймать» скользящую машину на асфальте намного сложнее, нежели на гравии. Кроме того, средняя скорость на спецучастках нынешней «Галиции» была вполне в традициях львовских гонок – так, например, СУ «Нижние Ворота» победитель дважды проезжал со средней 129 км/ч. И в довершение всего нельзя забывать о том, что большинство дорог в Карпатах пока еще обрамлены стоящими по обе стороны полотна вековыми деревьями, до которых не добрались топоры и пилы местных «предпринимателей».
Вот, собственно, почему цена любой ошибки в такой гонке, как «Галиция», неизмеримо выше, нежели в том же Каменце-Подольском или Херсоне. К сожалению, на сей раз самый крупный счет гонка выставила сразу двум лидерам чемпионата Украины – Дмитрию Роткевичу и Юрию Хомицкому, завершившим ралли досрочно по причине тяжелых аварий на СУ5 и 6 соответственно. Хорошо, что в обоих случаях пилоты, штурманы и зрители не пострадали; однако оба автомобиля требуют долгого и дорогостоящего ремонта…
Особенно досадно то, что оба пилота на момент схода занимали первую строчку в текущем протоколе гонки, что позволяло им претендовать и на чемпионский титул. Сойдя же с трассы, и Роткевич, и Хомицкий потеряли даже математические шансы на то, чтобы подняться на первую строчку турнирной таблицы по итогам нынешнего сезона.
Значит ли это, что чемпионы определены? Да, да и еще раз – да! Не совершив ни единой ошибки, выиграв шесть спецучастков из двенадцати и привезя ближайшему преследователю более 13 (!) минут разрыва, гонку выиграл экипаж Александра Козлова и Александра Островского. А поскольку эта победа для ребят стала третьей в пяти гонках сезона, набранных в сумме очков оказалось вполне достаточно, чтобы начинать праздновать чемпионство уже сейчас.
В минувшие годы – в большинстве случаев – чемпионство в абсолютном зачете автоматически означало и чемпионство в топовом классе, которым традиционно был класс N4. Увы, на данный момент ни Козлова, ни Островского в чемпионы класса N4 записать пока не удастся по банальнейшей из причин – за пять гонок сезона в этой зачетной категории не набралось десяти участников, как того требует регламент ралли. Если ситуация останется без изменений после финального этапа, который пройдет в Херсоне, то оба Александра будут именоваться не чемпионами, а только победителями чемпионата Украины в классе N4. Безусловно, разница имеет лишь формальный характер – однако пренебрегать ею тоже нельзя.
Аналогично, кстати, обстоят дела и в другом полноприводном классе – 4WD Open, где имя чемпиона также не определено (и где также пока не хватает участников для формального кворума). По итогам пяти этапов в зачете класса лидирует выигравший львовскую гонку Дмитрий Рель, однако вплотную к нему идет просто поражающий в этом году своей стабильностью Николай Никитюк. Отметим, что по чистым временам быстрейшим из участников 4WD Open на «Галиции» должен был бы стать дебютант чемпионата Андрей Шевченко – однако его экипаж был исключен из итогового протокола после финиша за превышение допустимой нормы опоздания на пункт КВ.
Фото © Андрей Рощенко, Евгений Сокур, Михаил Овсяник