Поскольку, как мы уже говорили, проект «Ралли в Украине» участвовал в подготовке ралли «Фортеця» буквально с момента рождения самой идеи, мы, как никто другой, знаем – какие нестандартные ходы были предприняты для того, чтобы сделать соревнование ярким и незаурядным событием. Перечислить их все – занятие слишком хлопотное; поэтому мы решили остановиться только на том, что можно назвать передовым и по-настоящему уникальным для нашей страны. Итак, вот семь особенностей этой гонки, которые можно объединить фразой «Никогда раньше»:
1. Креативный подход к рекламе
Большинство организаторов печатает афиши своих соревнований – причем, порой в довольно-таки изрядных количествах. Вопрос в другом: как сделать так, чтобы эти афиши действительно распространялись и висели в людных местах? Одним из нестандартных решений стал индивидуальный подход к афишам – когда для каждого отеля или ресторана, который становился партнером гонки, печатались отдельные постеры с крупным логотипом именно этого заведения. Безусловно, это было несколько дороже, чем большой тираж одинаковых плакатов – однако благодаря такому подходу владельцы отелей и ресторанов охотнее вешали афиши на дверях и стенах своих заведений. Как результат, постеры действительно работали, а не разошлись по гаражам окрестных автомобилистов.
Еще одно «ноу-хау», связанное с рекламой – огромные баннеры с картой ралли, ее подробным расписанием и правилами поведения на гонках, висевшие прямо в центре города в течение двух недель перед соревнованием. Безусловно, наружная реклама ралли существует давно – но никогда раньше рекламные площади не использовались для повышения уровня безопасности зрителей.
2. Продажа билетов в зрительские зоны
Ралли для зрителей всегда считалось бесплатным развлечением – однако, по сути, чем оно отличается от футбольного матча или боксерского поединка? Вопрос был лишь в том, что должно входить в стоимость билета на это событие – просто зрелище или что-то еще? Организаторы подошли к вопросу дифференцированно, и предложили четыре уровня билетов, которые, в зависимости от цены, включали в себя и бесплатные напитки, и трансфер на спецучастки, и сувенирный набор. Отдельно подчеркивалось, что просмотр гонки по-прежнему остается бесплатным – просто, доплатив, желающие могут сделать его более комфортным и запоминающимся. И это тоже сработало!
3. Альтернативные маршруты на картах
Данную фишку могли по достоинству оценить сугубо спортсмены – на картах, размещенных в дорожной книге, были обозначены не только трассы спецучастков и дорожных секций, но и так называемые «альтернативные маршруты» (англ. Detour). Формально, это мера предосторожности на случай, когда по какой-либо причине спецучасток приходится отменить до старта первого автомобиля. Как и до какой позиции в легенде должны следовать в этом случае участники – именно это и показывает альтернативный маршрут.
Лишь на некоторых соревнованиях в украинской истории альтернативные маршруты отдельно прописывались в дорожных книгах. Нанести их на карты, улучшив таким образом визуализацию – еще одно новаторское решение организаторов «Фортеци».
4. Трекеры на ознакомлении
GPS-трекеры, позволяющие установить местонахождение и скорость движения автомобилей-участников, в украинском ралли использовались давно. Но вот монтировать их на автомобили ознакомления раньше не пробовал никто – уж слишком хлопотным казалось это мероприятие. На самом деле, контролируя скорость экипажей на прописке, организаторы существенно повысили уровень безопасности не только в гонке, но и до ее начала. Самое интересное, что и контроль скорости, и штрафы за ее превышение давно прописаны в общем регламенте ралли – однако на практике это правило ранее не выполнялось.
На «Фортеце» же данные, полученные с трекеров, тщательно изучались на предмет выявления тех, кто превысил скорость в населенных пунктах, через которые проходила дистанция спецучастков. Интересный факт: по итогам этого анализа был зафиксирован только один (!) случай превышения разрешенной скорости, и то на расстоянии в несколько сот метров (вполне возможно, просто для обгона). Что ж, спортсмены могут собой гордиться – они вели себя, как дисциплинированные и сознательные участники дорожного движения, за что им низкий поклон.
5. Зачет «100+»
Отдельный «ветеранский» зачет для экипажей, где суммарный возраст обоих пилотов превышал сто лет, был одной из фишек, привлекающих внимание как спортсменов, так и болельщиков. Увы, по ряду причин фактически в зачете участвовал только тандем Владимира Петренко и Александра Борейко (между прочим, мало кто заметил, что организаторы выделили экипажу 44-й стартовый номер – как некий намек на «четверку», под которой Петренко стабильно выступал в начале 2000-х годов). Так или иначе, сама по себе задумка вызывала одобрение у многих заслуженных спортсменов. И если данное начинание станет доброй традицией, вполне можно ожидать эпизодических появлений на старте экипажей, которых многие знают только по рассказам и фотографиям.
6. Раллийные грузовики
До последнего времени раллийные соревнования грузовиков воочию видели либо те, кто застал их во времена СССР – либо те, кто бывал на гонках в Эстонии или Латвии. Привезти в Украину раллийный ГАЗ-51, да еще и не в качестве выставочного экспоната, а для участия в гонке – казалось невыполнимой задачей. Однако энтузиазм организаторов (и особенно их литовского коллеги Дзинтарса Каулакалнса) сотворил невозможное – и пара эстонских «монстров» стала едва ли не главной изюминкой ралли «Фортеця». Сами спортсмены, вернувшись домой, говорят, что в Украине чувствовали себя звездами не меньшего масштаба, чем пилоты автомобилей WRC. И это чистая правда!
7. Городской искусственный трамплин
Пожалуй, наиболее рискованная и смелая затея организаторов – и прежде всего, директора гонки Михаила Лойленко – заключалась в проектировке и установке прямо в центре Старого города небольшого искусственного трамплина. Такое решение является повсеместной практикой для европейских ралли, где прологовые спецучастки частенько проходят по старинной брусчатке или асфальту. В Украине же до сих пор не существовало ни примеров, ни чертежей, ни даже теоретических расчетов установки на трассе ралли такого элемента, как городской трамплин.
Подчеркнем – все было сделано абсолютно самостоятельно. И принцип конструкции, опирающейся на трубы большого диаметра, и расчеты, и монтаж-демонтаж – абсолютно все, от начала и до конца, было сделано украинскими (а, точнее, каменец-подольскими) специалистами. И это дает нам не только право гордиться возможностями отечественных инженеров, но и надежду на то, что подобные решения в дальнейшем будут применяться и в других украинских соревнованиях.
PS. Что ж, пожалуй, на этом можно закончить серию обзоров прошедшего в Каменце-Подольском ралли и обратить внимание на следующие соревнования. Добавить хочется только слова директора ралли Михаила Лойленко: «Я бесконечно благодарен, и в сотый раз повторю это, своим друзьям и коллегам – Саше Борейко, Ване Бойченко, Диме Березенскому, Саше Бибиксарову и всем тем, без кого эта гонка никогда бы не состоялась. Успех ралли «Фортеця» – это наш общий успех, и я надеюсь, что не последний».
Фото © Денис Сисин, Владимир Некрасов