Возможно, не все знают, что за день до старта ралли «Галиция» в регионе проведения гонки состоялись две тренировочных сессии. Одна – официальные тесты организатора, в которых принимали участие, в частности, Валерий Горбань, Денис Лохман и Сергей Рудьковский. Вторая – неофициальные, или частные тесты, которые самостоятельно организовали Сергей Потийко, Дарья Бакай, Александр Козлов и Геннадий Ефимов. Именно эти частные тесты и стали – довольно неожиданно – началом весьма любопытной истории.
На самом деле, если обратиться к прошлому, то в свое время частные тесты были весьма распространенным и даже обыденным явлением. В 2012-2013 годах практически ни один этап чемпионата Украины не проходил без новостей о том, кто из лидеров где тестируется. Основной нюанс заключался в том, что, по негласной договоренности, право проведения тестов в регионе проведения ралли было закреплено за организатором соревнования. При этом четкой официальной формулировки, регламентирующей этот принцип, не существовало – соглашение было, скажем так, джентльменским.
Таким образом, частные тесты устраивали где угодно за пределами региона, принимающего гонку. К примеру, перед Херсоном тренировались в Николаеве, перед Черновцами – в Коломые, а перед Коломыей, соответственно, около Черновцов. Данное положение дел никого не беспокоило – хотя, конечно, организаторы гонок всегда старались собрать побольше экипажей на официальные тесты. Как ни крути, но это и судейским бригадам разминка, и фотографам свежие кадры, и самому организатору лишняя копейка.
В данном же, рассматриваемом нами случае, частные тесты были организованы не просто в регионе проведения ралли, но непосредственно на дороге, входящей в его маршрут. Отметим – не на отрезке будущего спецучастка, а на дорожной секции, соединяющей два СУ. Тем не менее, как только об этом стало известно организатору, реакция была незамедлительной.
Уже вечером того же дня, в пятницу, было опубликовано Решение Директора ралли, в котором данные экипажи обвинялись в нарушении Общего регламента ралли (п. 36.6) и подвергались денежной пенализации в размере 2000 грн на каждого. Утром следующего дня был опубликован также Бюллетень КСК, утверждающий данное решение – со ссылкой на тот же пункт Общего регламента.
Парадокс заключается в том, что пункт 36.6 Общего регламента запрещает спортсменам до начала ознакомления появляться на трассе специальных участков – но про дорожные секции там ни слова не сказано! Вместе с тем, Дополнительный регламент ралли «Галиция» содержит иную формулировку, которая звучит так: «З дати офіційної публікації цього Регламенту на сайті FAU учасникам, що прийматимуть участь у даному змаганні, під загрозою недопуску до цього змагання забороняється до початку змагання ознайомлення з трасою змагання, схема якої позначена у Додатку №V до цього Регламенту». И здесь, как мы видим, трасса соревнования не делится на спецучастки и дорожные секции – так значит, надо понимать, что запрет касается абсолютно всего маршрута ралли? Или нет? Не правда ли, интересно?
На данный момент точка в этой истории не поставлена. Насколько нам известно, экипажи (а, точнее, их представители) планируют обратиться в комитет ралли и Комиссию Автоспорта ФАУ за разъяснениями касательно данного эпизода – так что официальная трактовка нас еще ждет. Со своей же стороны, мы хотели бы остановиться на другом аспекте проблемы.
На наш взгляд, в регламентирующих документах украинского ралли категорически не хватает определения тестов как таковых, с четким разъяснением – что считается разрешенными тестами, а что – запрещенными? Ведь, если утрировать, то всякое появление спортивного автомобиля на дороге общего пользования вне рамок соревнования – это уже тесты. И даже если некто выехал из гаража и сделал три круга по соседним кварталам – то он тоже, в некотором роде, проводил тесты. Являются они разрешенными или нет? Регламент на этот вопрос не отвечает.
А хотелось бы.
Фото © Евгений Канаш, Дайана Троян