Время, с которым одни и те же экипажи проходили один и тот же спецучасток «Бережниця», зимой оказалось гораздо лучше! Казалось бы, зимой должно быть скользко, опасно и, как следствие, медленно – а на практике все произошло наоборот. В чем же причина такого роста скорости?
Действительно, пять экипажей участвовали в обеих гонках на одних и тех же автомобилях, но при этом зимой проходили 13-километровую «Бережницю» гораздо быстрее. Вот эти экипажи: Петренко-Яровенко, Мазур-Федив, Решетилов-Мищенко/Островский, Сторчак-Коломейцева/Николаев и Лукомский-Чижик. Сравнивая их лучшие результаты летом и зимой, получаем следующую картину:
Петренко – 5.47,2 летом и 5.43,1 зимой (– 4,1 с);
Мазур – 6.01,9 летом и 5.48,2 зимой (– 13,7 с);
Решетилов – 6.27,7 летом и 6.16,2 зимой (– 11,5 с);
Сторчак – 6.45,9 летом и 6.11,5 зимой (– 34,4 с);
Лукомский – 7.35,7 летом и 6.40,1 зимой (– 55,6 с).
«Ничего странного, – комментирует данный факт спортсмен и инженер, владелец ателье «МСК» Валерий Разумовский. – Во-первых, зимой воздух имеет более низкую температуру; соответственно, правильно настроенный двигатель может, получая больше кислорода, выдавать большую мощность. Но главное – шипованная резина обладает гораздо лучшим сцеплением с трассой. Ярче всего это проявляется на льду; но и на снежном покрытии, которое после нескольких проездов разрыли до гравия, шипы позволяли автомобилям гораздо лучше держать трассу – отсюда и прирост скорости».
Действительно, порывшись в истории, мы вспомнили ралли «Чумацкий шлях» 2002 года, когда два экипажа MacCoffee Rally Team, Александр Салюк-старший/Леонид Косянчук и Александр Салюк-младший/Александр Горбик стартовали по раскисшей трассе на шипованной резине и привозили соперникам больше, чем по минуте с допа. После того использование шипованной резины в летнее время было запрещено регламентом.
Однако в этом случае удивление вызывает тот факт, что опытный и быстрый Владимир Петренко улучшил свой результат на этом допе всего на четыре секунды, тогда как конкуренты «откусили» у самих себя от 11 до 55 секунд. Но и это имеет свое объяснение: по словам самого Петренко, у него в течение всей зимней гонки не работал активный дифференциал; таким образом, преимущество, которое давала шипованная резина, нивелировалось за счет некорректной работы электроники.
Фото © Лукьян Турецкий, Владимир Некрасов