Проходящая на легендарном Нюрбургринге серия многочасовых гонок, носящая название VLN, в Украине известна достаточно хорошо. В разные годы там выступали Александр Салюк, Валерий Горбань, Алексей Кикирешко, Владимир Кондратенко, Александр Гайдай, Андрей Лебедь, Алексей Яцюк, Павел Копилец и многие другие украинские пилоты. Наивысшим же достижением среди всех наших соотечественников могут похвастаться Андрей Круглик и Алексей Мочанов, которые в 2008 году выиграли чемпионат VLN в классе SP2 и едва не стали победителями в абсолютном зачете.
И вот, по прошествии восьми лет, еще один украинский спортсмен вписал свое имя в виртуальный Зал Славы Нюрбургринга. Киевлянин Глеб Кутепов, выступавший в составе интернационального немецко-украинского экипажа, выиграл чемпионат VLN в зачете Opel Astra OPC Cup. По словам самого пилота, триумфальный год стал самым сложным на данный момент в его гоночной карьере. Почему? Чтобы разобраться в этом, мы попробовали разделить прошедший сезон на четыре – конечно же, весьма условных – стадии.
Слишком быстрый
Первая гонка сезона настраивала на оптимистичный – даже чересчур оптимистичный – лад. Экипаж Глеба Кутепова, Давида Грисснера и Марселя Хартля был без преувеличения на голову выше соперников. Поул-позишн, быстрейший круг в гонке, победа с громадным отрывом… На какой-то момент могло показаться, что результат сезона предрешен в самом дебюте – однако дальнейшие события показали, что все не так просто.
«После первой гонки мы обсудили с командой наше преимущество, – вспоминает Глеб Кутепов, – и пришли к выводу, что на следующих этапах стоит притормозить – не рисковать, а поберечь технику. «Глеб, я посмотрел твои данные, в некоторых поворотах ты ставишь новые рекорды скорости на этой машине. Ты смелый пилот и потрясающе контролируешь автомобиль, но даже без рекордов вы можете выиграть чемпионат» – сказал мне шеф команды в личном разговоре.
Если честно, ехать медленно мне намного сложнее, чем быстро. Но VLN – это командная игра, в которой необходимо адаптировать свой стиль под интересы команды. Поэтому раз мне посоветовали притормозить – я замедлился. В следующей гонке мы финишировали вторыми, но здесь осторожность была объяснима – ведь гонка дождевая. А вот на очередном этапе меня ждал сюрприз…
Борьба должна была быть жесткой. Напарник передал мне машину, находясь на втором месте с 30-секундным отставанием от первого. Я знал, что могу ехать быстрее соперника, думал – поднажму и догоню. Не получилось. Если ты две гонки насильно сам себя замедлял, невозможно просто взять и опять поехать быстрее. Я отыграл 10 секунд, но все равно привез машину на втором месте».
Найти 10 секунд
После этого этапа Глеб задался целью найти потерянные секунды. Середина сезона – не самый лучший момент для работы над ошибками; однако разобраться в ситуации было необходимо. Пилот решил провести полный анализ всех заездов с начала сезона, достал данные телеметрии, онборды и приступил к работе.
«Наложив друг на друга телеметрию кругов первой и последней гонок, я увидел, что теряю время на торможениях, – объясняет Глеб. – У нашего автомобиля была склонность к развороту задней части при резких торможениях. Поэтому, когда меня попросили сбавить скорость, я сбавил ее в тех местах где, как мне казалось, был набольший риск допустить ошибку – на торможениях. Таким образом, точки торможения сместились назад и вернуть их на место за несколько кругов было не так легко».
Описание проблемы – уже половина ее решения. Теперь Глеб точно знал, что нужно делать и на следующем этапе чемпионата улучшил собственное время прохождения круга на десять секунд!
«В гонке мы снова нарастили колоссальный отрыв в 7 минут. Я был за рулем, до конца оставалось 20 минут, ничто не могло помешать нам победить. И тут я почувствовал, что с машиной что-то не так. Я повернул руль, но автомобиль поехал прямо (позже мы обнаружили проблему, но из соображений конфиденциальности раскрывать ее не стали). Удар был такой силы, что машина взлетела в воздух и пролетела несколько метров перед тем как остановиться и загореться…».
Травма и ее последствия
Авария, в которой пилот получает травмы, а автомобиль серьезные повреждения – головная боль для любой команды. Необходимо в кратчайшие сроки найти другую машину, подобрать равноценную замену третьему члену экипажа… Но кто знает, каково при этом самому гонщику, который волей-неволей чувствует себя виноватым в таком непредвиденном повороте событий?
«Лечение, операции – все это сложно не столько физически, сколько психологически, – признается Глеб. – После аварии и нескольких операций родные говорят, что это знак и тебе нельзя садиться за руль. Друзья – что ты сумасшедший и тебе не дорого здоровье. И в какой-то момент ты уже сам начинаешь сомневаться…».
В результате интенсивной терапии поломанная рука вновь заработала так, как нужно – и впереди была еще одна гонка, в которой решалась судьба чемпионского титула. В ней нельзя было ошибиться, нельзя было повредить машину – ведь на кону стояло слишком многое…
Возвращение и триумф
Как мы уже знаем, экипаж выполнил задачу, проведя гонку расчетливо и уверенно. В этот раз не было ни поул-позишн, ни быстрейшего круга – третьи в квалификации, вторые в гонке. По итогам гонки набрано всего 15 зачетных очков – но этого оказалось вполне достаточно для завоевания чемпионского титула в классе CUP1 и зачете Opel Astra OPC Cup!
В целом же превосходство тройки Кутепов-Грисснер-Хартль над соперниками в ходе сезона иначе как подавляющим и не назовешь. В десяти стартах одержаны 6 побед, при этом экипаж 7 раз стартовал с поула и 5 раз показывал быстрейший круг в ходе гонки. И вряд ли у кого-то могут возникнуть сомнения в том, какая именно команда в этом сезона заслуживала права называться лучшей.
«Я очень доволен командой Lubner Motorsport, и это не отписка в стиле «спасибо моей команде и всем моим родным», – подчеркивает Глеб Кутепов. – Правда, это действительно профи в своей нише.Процессы до, после и во время гонки работают как часы. Кроме того, команда вошла в мою ситуацию после аварии, когда машина была полностью уничтожена, и за две недели организовала замену. Здесь отдельное спасибо Opel Motorsport, которые отдали нам свой коллекционный автомобиль.
Это большой автоспорт и здесь у всех свои цели. У спонсоров – медиа-отдача, у команды – успехи и репутация, у пилота – повышение собственных навыков и продвижение по карьерной лестнице. В этом сезоне я был пилотом, аналитиком, промоутером и даже врачом. Нелегко заниматься всем параллельно, особенно, когда тебе нужно сконцентрироваться на гонке и искать секунды. Но это цена, которую приходится платить за принадлежность к высшей лиге.
Я доволен прошедшим сезоном, он принес много опыта. И, конечно же, стать чемпионом в первом же сезоне в VLN – это было выше моих ожиданий. Но теперь главное – не останавливаться на достигнутом!».
Фото © Peter Elbert