Прошедшие полсезона подарили единственному в чемпионате VLN украинцу совершенно разнообразные впечатления и эмоции – от ликования на подиуме до жестокого разочарования после серьезной аварии. Однако, если вынести эмоциональную сторону вопроса за скобки, то окажется, что фактическое положение дел выглядит весьма неплохо.
На прошедшем в минувшие выходные четвертом этапе серии экипаж Глеба Кутепова и Тобиаса Мюллера финишировал на пятой позиции с небольшим отставанием от четвертой. Точно такой же является и диспозиции в турнирной таблице: по результатам 4-х этапов Глеб и Тобиас находятся на пятом месте, совсем немного уступая четвертому и третьему. Хорошо это или плохо? Лучше всех это может прокомментировать только сам Глеб.
«Я бы, прежде всего, назвал нынешний сезон сложным. И в первую очередь из-за сумасшедшей конкуренции – причем, слово «сумасшедшей» здесь использовано не случайно. Настрой у всего стартового поля просто безбашенный. Каждый пытается обогнать каждого, а кто посмелее – тот и дважды. Причем это происходит в таких местах, что диву даешься.
На прошлом этапе один из более медленных соперников, шотландец, закрыл мне «калитку» на скорости 200 км/ч – в этот момент я понял, что он просто камикадзе. Но тут все закончилось хорошо – а вот перед этим, на третьем этапе, мы не обошлись без потерь. Из-за неуемного желания обогнать соперники устроили «кучу-малу» на длинной прямой, где скорость достигает 250 км/ч. В результате мы вышли из этой передряги с поломанным колесом – правда, кое-кто не вышел вообще, оставшись на обочине.
С другой стороны, темп соперников стимулирует рост нашей скорости. Мы едем быстро, но до первой тройки нам не хватает порядка 4-х секунд на 25-километровом круге. Если бы конкуренты не были такими быстрыми, то, возможно, и мы бы не добавляли».
Безусловно, Глеб прав. Если соперник едет быстрее – значит, ты сам еще не подошел вплотную к пределу своих возможностей. Но за счет чего можно отыграть эти жалкие, казалось бы, секунды? Практика показывает, что существует только три пути сделать это: повысить свое мастерство, лучше настроить автомобиль или рисковать. Как признается сам Кутепов, прибегать к третьему способу он пока не хочет, а вот в первых двух направлениях ведется активная работа.
«Что касается настроек, то нам удалось серьезно их улучшить после третьего этапа. После этого наш темп вырос, езда стала более стабильной, лично я приобрел больше уверенности в автомобиле. Но нужно понимать, что у нас нет возможности полноценно тестировать машину. Мы настраиваем ее в пятницу вечером во время свободных заездов, которые длятся 2 часа, после чего либо показываем «палец вверх», либо откатываемся к старым настройкам. А на следующее утро уже квалификация.
Возможно, именно этот фактор не позволяет нам занимать хорошие позиции на старте. Обычно мы начинаем гонку с середины поля, хотя затем очень быстро прорываемся в первую пятерку.
Кроме того, нельзя забывать, что команда может выставить только оптимальные базовые настройки, но дальше все ждут обратной связи от пилота. И вот тут я несколько раз ловил себя на том, что, выходя из машины, на вопросы механиков о ее поведении отвечал – «все круто». Да и как может быть «не круто», если я занимаюсь делом, которое люблю?)
В общем, сейчас я стараюсь этим не грешить, много работаю с механиками и даю им как можно более точную обратную связь. Всегда есть что-то, что не нравится, и я должен это обязательно запомнить и передать в «штаб».
Прекрасно, когда команда готова работать с машиной, постоянно находясь в поиске новых решений. Здесь кроется своего рода искушение – ведь всегда можно объяснить свой темп неудачными настройками техники (чем, кстати, и пользуются многие спортсмены). Однако Глеб предпочитает не останавливаться в работе над собой, часами просиживая над анализом своих показателей.
«Мы находимся на уровне, когда, просто посмотрев видео, сказать уже ничего нельзя. Грубых ошибок нет, скорость хорошая, все замечательно. Но чтобы найти секунды или даже их десятые доли, нужно углубляться в телеметрию. В одном повороте скорость была на 1 км/ч меньше, в другом затормозил на пару метров раньше – вот из таких нюансов и складывается отставание на круге.
Ну, а когда ошибки найдены – начинаешь искать их причину. Это могут быть технические проблемы, недочеты в технике пилотирования, неуверенность в машине, в конце концов – банальный страх. Я, например, знаю, что делаю одну ошибку, которая стоит мне нескольких секунд с круга. Речь идет о специфике управления, которую я перенял с Opel и которая неприменима к BMW. Сейчас я работаю на симуляторе над ее исправлением.
В целом, скажу, что уже сейчас мы показываем фантастические результаты как для абсолютно новой команды на абсолютно новой для пилотов машине. Теперь нужно продолжать рационально работать над всеми составляющими успеха, будь-то навыки вождения или настройки, психология или организация процесса, аналитика или фитнесс… У нас есть все шансы оказаться среди призеров чемпионата. На какой ступени? Увидим по продолжению сезона».
Фото © Peter Elbert и 1vier