В самом деле, происшествие с экипажем Отта Тянка и Райго Мылдера на ралли Мексики заслуживает того, чтобы быть рассмотренным как минимум с двух точек зрения. Первая из них, конечно же, безопасность – ибо инцидент, который закончился весьма счастливо, вполне мог иметь и совершенно другой исход.
Многие ли задумались о том, что было бы, если бы экипаж по какой-либо причине не сумел стремительно отстегнуться и выбраться из тонущей машины? Множество фотографий и видео, зафиксировавших происшествие, создали иллюзию того, что все происходило под контролем – однако это вовсе не так. Как раз наоборот, многочисленные документальные свидетельства со всей пугающей очевидностью подтверждают: оперативно добраться до спортсменов, оставшихся в тонущей машине, не успел бы никто.
Усугубило ситуацию и то, что, как только машина оказалась под водой, судя по всему, перестал работать GPS-трекер – фактически, единственная связь между экипажем, командой и организаторами. Трудно представить, что пережил Малькольм Уилсон за те долгие 17 минут, пока у него было ни малейшей информации о пропавшей машине. Да и начальнику безопасности ралли, мягко говоря, не позавидуешь – вполне реально появление у него по итогам этой гонки новых седых волос.
Понятно, что данный случай – уникальнейший форс-мажор, который может не повториться никогда больше. Понятно, что по всей трассе расставить посты безопасности не сможет ни один в мире организатор. Понятно, что даже при работающем трекере помочь экипажу чем-либо все равно никто бы не успел. И все же, вне всяких сомнений, данный эпизод должен быть (и наверняка будет) рассмотрен компетентными органами FIA, которые, возможно, предложат какие-то новые методы повышения безопасности гонщиков.
Но коль скоро все закончилось счастливо, поговорим о второй составляющей данного происшествия – о так называемом «пиаре». Обратите внимание, как здорово сработала по итогам ситуации медиа-служба команды M-sport! Пожалуй, это пример, достойный учебника: как выжать максимум позитивного эффекта из ситуации, которая выглядит, как негативная.
Во-первых, сам по себе момент, конечно, привлек внимание болельщиков по всему миру. Во-вторых, пиарщики M-sport мгновенно придумали (либо подслушали) ставший уже крылатым ник TiTanak, и тут же запустили его по всем доступным каналам коммуникации. В социальных сетях, твитах, пресс-релизах, видео, фото и так далее – в течение двух дней они ставили хэштег #TiTanak везде, вплоть до капота автомобиля.
Отдельно нужно обратить внимание на работу команды по восстановлению машины. Когда пресс-служба заявила, что команда собирается принять ре-старт уже на следующий день, многие не поверили – тем выше стал позитивный эффект от возвращения экипажа. Профессионалы, которые могут за ночь починить утонувший автомобиль – разве может желать более позитивного имиджа компания, предоставляющая сервис ралли-каров?
В итоге M-sport выжал из провальной с турнирной точки зрения ситуации все и даже чуть-чуть больше. Восстановленная машина подчеркнула профессионализм команды, а самоирония, породившая волну «фотожаб» по всему миру, добавила позитивных красок в образ команды. Жирную точку в этой спонтанной пиар-кампании поставил сам экипаж, заехавший на финишную рампу в… масках для ныряния! Как результат, по итогам ралли Мексики M-sport получил, вне сомнений, больше медиа-эффекта, нежели Citroen и Volkswagen вместе взятые…
Фото ©