На самом деле, любой спортсмен, разбуженный в три часа ночи после того, как уснул в два, не задумываясь скажет вам, что хорошая трасса – это основная составляющая хорошей гонки. Любые организационные огрехи можно пережить, под любую погоду подстроиться, в любой гостинице переночевать и перед любым количеством зрителей стартовать – если только трасса, предложенная для соревнования, интересна и хорошо подготовлена. Это тот единственный и самый важный фактор, перед которым, как перед тем груздевским пистолетом, меркнут тысячи других факторов.
Но в десять раз ценнее для раллиста, если трасса ему предлагается не только интересная, но и новая. Как ни крути, но за несколько лет выступлений в одной дисциплине любой водитель запомнит дороги, по которым ему приходится ездить (а уж если по три раза в каждую сторону, то и подавно). Соответственно, любой незнакомый отрезок, найденный организатором соревнования, автоматически увеличивает интерес спортсменов даже к хорошо известной гонке.
Итак, ключевых факторов два: качественная подготовка и новизна. Отталкиваясь от этого, мы и сформировали нашу топ-пятерку украинских трасс, использовавшихся в 2018 году. Впрочем, для начала – одно небольшое исключение.
Вне конкурса: Гран-при Каменское
Несмотря на то, что Каменское (бывший Днепродзержинск) в минувшем сезоне принимал у себя не раллийное, а только горное соревнование, не упомянуть о нем мы не могли. Да, городская трасса могла называться «горной» лишь формально – значительного перепада высот в ней не было и быть не могло. Но нам, в контексте обсуждаемой темы, намного важнее сам факт возрождения автоспорта в Каменском. Начали с «горы» – ничего страшного! Если процесс пойдет дальше, то и ралли, простите за каламбур, не за горами!
5 место: Умань
Полноценный дебют Умани в качестве города, принимающего у себя этап чемпионата, состоялся в прошлом году – но в наш нынешний хит-парад гонка все равно попадает. Во-первых, по сравнению с сезоном-2017 трасса ралли «Умань» претерпела довольно существенные изменения. Во-вторых, из 28 участников нынешней гонки в прошлогоднем ее издании участвовали только 9; соответственно, для двух третей пелотона трасса была абсолютно новой и незнакомой. Добавим к этому, что четверо пилотов – Хоперия, Курбатов, Картузов, Ивченко – в принципе дебютировали в чемпионате Украины именно в Умани.
Тем не менее, нужно понимать, что с каждым годом фактор новизны будет все меньше, и на нем одном далеко не уедешь. Если организаторы «Умани» хотят оставаться в топе, им нельзя останавливаться в развитии.
4 место: XADO DRC
Харьковчане долго и упорно шли к тому, чтобы занять свое место в каком-либо из чемпионатов Украины – и в 2018 году им это удалось. Долгое время проводившаяся в кубковом статусе, гонка в Дергачах наконец вошла в календарь чемпионата по мини-ралли – и каши там не испортила. Безусловно, местная часть канала свою трассу знала хорошо (и пользовалась этим знанием по полной программе), но для остальных участников «лиманов» выезд на Северо-Восток страны наверняка стал событием нетрадиционным и запоминающимся.
Однако следующий шаг – если харьковский клуб захочет его сделать – будет намного более сложным. Как минимум потому, что для классического ралли нужно будет готовить уже не один, а как минимум три спецучастка.
3 место: Трембита
Прикарпатская гонка в этом году подкупала не столько своей новизной, сколько качеством дорог. По сути, изменений в конфигурации – по сравнению с прошлым годом – было немного, но это как раз тот случай, когда от добра добра искать не стали. Мелкий быстрый гравий ивано-франковских дорог – это лучшее, что только может найти украинский раллист, не покидая пределов своей страны; и в этом смысле 22 экипажа на старте гонки вызывали, мягко говоря, недоумение. Если получать удовольствие от ралли, то где же еще, как не на «Трембите»?
Отдельно нужно отметить то, что прикарпатская гонка, будучи по своей очередности финальной в чемпионате, оправдала ожидания еще и по части драматургии. Судьба чемпионских титулов в личном (класс 2WD Open) и командном зачетах решилась буквально на последних километрах дистанции, а это дорогого стоит. И никто не поспорит с тем, что имидж «Трембиты» от такого напряженного сценария только выиграл.
Радует еще и то, что, по словам организатора гонки Александры Кодак, вариантов конфигурации у данной гонки просто бесконечное множество. Куда ни глянь – дороги, подходящие для ралли. И это, пожалуй, самое главное.
2 место: Галиция
В определенном смысле львовянам повезло с датами: ралли «Галиция» 2018 года проходило как раз в преддверии стартов большинства гравийных чемпионатов соседних стран. Достаточно логичным выглядело решение многих прибалтийских и восточноевропейских экипажей провести в Украине своеобразную тренировку в боевом режиме. Как следствие, интернациональный состав привлек к гонке повышенное внимание и автоматически повысил ее статус в глазах медиа и болельщиков.
Что же касается трассы соревнования, то она, несмотря на свой тяжелый характер, достойна называться одной из лучших трасс нынешнего ЧУ. Да, техника получает здесь довольно болезненные удары. Да, проколы часто решают судьбу победы или призового места. Да, если на «Галиции» улетишь с дороги, то, скорее всего, маленькими вмятинами не отделаешься. И все же, все же…
Карпатское ралли – совершенно неповторимое по своей сути явление. Непохожее ни на что, но тем и ценное. Жаль, что в 2019 году его не планируют проводить весной…
1 место: Столица
Возможно, многие удивятся, увидев на вершине хит-парада киевское ралли – но мы готовы отстаивать свой выбор с позиций логики. Ну, во-первых, это красиво…
Если без шуток, столичная гонка нужна была украинскому ралли давно, и ее возрождение – это очень и очень важный момент. Церемония открытия на главной улице страны способна привлечь к спорту больше внимания спонсоров, чем все остальные соревнования вместе взятые. Мы не станем утверждать, что это просто и легко делается – но совершенно точно то, что без Крещатика это в сто раз сложнее.
Говоря о самих спецучастках в окрестностях Иршанска, тоже не обойтись без комплиментов. Покрытие дорог, задействованных в этом ралли, подходит для гонок практически идеально; в этом году испытания дождями оно не проходило, но если бы довелось – уверены, прошло бы без проблем. Плюс фактор новизны в данном случае сработал почти на 100% – лишь пару человек из всего пелотона могли похвастаться тем, что когда-то давно, лет десять тому назад, гонялись на этих дорогах…
Итог ясен: «Столица», вернувшись в чемпионат после 14 лет отсутствия, прогремела и запомнилась… Но что же дальше? Сумеет ли организатор повторить и закрепить этот успех? Вот это – главный вопрос 2019 года…
Фото © Александр Василюк, Сергей Холодило, Карина Сероклин, Олег Ткачев