Если не углубляться в тонкости регламента (тем более, что мы это уже сделали в одном из прошлых материалов), то наиболее обсуждаемыми в межсезонье являются два вопроса: сколько этапов должно быть в календаре ЧУ-2020 и нужны ли изменения в делении участников на классы? Сегодня мы предлагаем подробно обсудить первый из них, а через пару дней – и второй.
Итак, для начала: что говорит о возможном количестве этапов ЧУ спортивная документация? В «Общих требованиях к автомобильным соревнованиям на территории Украины» сказано, что чемпионат Украины по какой-либо дисциплине должен состоять как минимум из четырех этапов. Раллийный регламент, в свою очередь, уточняет, что количество этапов может колебаться от четырех до шести, причем зачетными являются:
- три этапа, если чемпионат состоит из четырех;
- четыре этапа, если чемпионат состоит из пяти или шести.
Подчеркнем сразу, что ни одна из этих схем сама по себе не гарантирует сохранения интриги до финальной гонки. Проще говоря, если все этапы чемпионата выигрывает один и тот же пилот (как, например, Александр Салюк-младший в 2009-м или Борис Ганджа в 2018-м), то никакая система подсчета очков не помешает ему стать досрочным победителем. И наоборот, если в турнире есть несколько примерно равных по уровню фаворитов, как это было в сезоне-2019, то их борьба будет продолжаться до самого конца, как ни крути.
Другими словами, интригу в чемпионате создает не количество этапов и формула подсчета очков, а наличие быстрых пилотов на примерно равной технике. Если же их нет, то никакое искусственное решение ситуацию не спасет. И об этом надо помнить всегда.
Но это общие истины – а теперь давайте посмотрим на актуальный украинский пелотон через призму статистики. Цифры говорят, что в чемпионате Украины 2019 года приняли участие 48 первых пилотов. Из них 13 (чуть больше четверти) стартовали на четырех или более этапах серии. Именно этих людей мы обычно называем «основой пелотона»; именно они «играют» по-крупному – и именно в их число входят все 9 призеров абсолюта и трех зачетных классов.
Сам собой напрашивается достаточно простой вывод: оставшиеся ТРИ ЧЕТВЕРТИ нашего нынешнего пелотона априори не участвовали в борьбе за призовые места – просто потому, что не проехали необходимый минимум этапов. Соответственно, этому большинству, по идее, абсолютно безразлично общее количество гонок – проводите хоть десять этапов, я все равно поеду только на один или два.
Следовательно, вопрос о количестве этапов напрямую касается только спортсменов, которые ставят перед собой задачу побороться за чемпионский титул (или, как минимум, за место в призовой тройке). Причем, в идеальном случае, такому спортсмену достаточно проехать с максимальным результатом то количество этапов, которое идет в зачет, верно? Ведь формально нет никакой необходимости стартовать во ВСЕХ гонках чемпионата. Выиграй четыре этапа подряд – и на оставшиеся можешь просто не ехать.
Но поскольку автоспорт – штука достаточно сложная, всегда есть вероятность, например, отказа техники. И даже если твой темп позволяет тебе стабильно ехать первым, ты можешь банально не доехать до финиша из-за поломки какой-нибудь копеечной детали, которая при этом окажется совершенно новой, просто бракованной. История хорошо знает такие случаи, тут уж будьте уверены.
Так вот, именно поэтому общее количество этапов ЧУ вот уже на протяжении почти двадцати лет всегда превышает количество зачетных. Если в зачет идет четыре лучших результата – то у каждого участника должна быть еще одна (или две) попытки на случай, если в одной из первых гонок сезона что-то пошло не так. Другими словами, формулу шестиэтапного чемпионата правильнее описывать не как «4 из 6», а как «4+2». 4 зачетных гонки + 2 дополнительных шанса.
При таком подходе вопрос «Сколько должно быть этапов в чемпионате?» сам собой трансформируется в другой вопрос – «Сколько должно быть дополнительных шансов?». И здесь ответ, конечно же, очевиден – два лучше, чем один. Это, повторимся, если смотреть с точки зрения спортсмена, который ставит перед собой высокие турнирные задачи.
Но есть еще точка зрения комитета ралли, а он, среди прочего, должен думать не только о количестве, но и о качестве соревнований. И с такой позиции очень привлекательным выглядит вариант, когда заявок на проведение этапов больше, чем мест в календаре. Как ни крути, но это позволило бы комитету постепенно поднимать планку требований к организаторам, повышая таким образом общий уровень ЧУ.
Поскольку текст получился большой, пора делать выводы. По неофициальной информации, в распоряжении комитета ралли сейчас находится шесть предварительных заявок на проведение этапов ЧУ-2020. Насколько нам известно, это те же соревнования, что входили и в календарь 2019 года, только в несколько ином порядке.
Так вот, если отбросить второстепенные факторы, то перед комитетом стоит достаточно важный выбор. Можно оставить в календаре шесть этапов – это, скорее всего, больше понравится основе пелотона, но вряд ли позволит существенно повысить качество организации каждой отдельно взятой гонки. Можно попробовать ужесточить требования к организации под угрозой сокращения числа этапов до пяти – это, возможно, даст некий воспитательный эффект, но увеличит риск потерять кого-то из промоутеров (а их и так немного).
Что перевесит? Узнаем буквально через пару недель – ведь комитет публично пообещал опубликовать предварительный календарь ЧУ-2020 не позднее 11 ноября.
Фото © Александр Василюк, Денис Сисин
Коллаж © Ралли в Украине