Хронометраж прохождения спортсменом соревновательной дистанции является основополагающим элементом, на котором строится весь автомобильный спорт. О какой бы дисциплине ни шла речь, время прохождения заранее оговоренного участка дороги в большинстве случаев будет основным критерием определения победителя. Безусловно, дополнительных условий хватает: например, расход топлива в гонках на экономичность, красота и сложность исполнения в дрифте, пенализации за касание элементов трассы в кольце и слаломе, дорожные штрафы за регулярность движения в ралли и рейдах и так далее. Однако в абсолютном большинстве случаев решающим фактором является все-таки время.
В свете сказанного работа хронометристов приобретает в автогонках едва ли не решающее значение. Можно перехитрить технического комиссара, добавив или убрав некий элемент конструкции автомобиля. Можно использовать постороннюю помощь там, где она запрещена – если никто не видит. Можно поиграть в тактические игры, презрев правила честной игры. Можно многое – но обмануть секундомер нельзя. Если, конечно, он корректно работает.
История украинского ралли знает немало случаев, когда работа хронометристов так или иначе влияла на результат соревнования (или, как минимум, осложняла его выявление). Поскольку в настоящий момент мы имеем дело именно с такой ситуацией, не лишним будет вспомнить наиболее яркие из этих моментов.
Ралли «Стара Фортеця», 2007 год
Результат экипажа Владимира Петренко и Дмитрия Яровенко на СУ12, занесенный в официальный протокол, и по сей день является, вероятно, самым спорным моментом в истории украинского хронометража. По необъяснимой причине время этого экипажа на данном СУ оказалось почти на минуту лучше, чем его же время на предыдущем прохождении этого же участка (и минимум на столько же лучше, чем время всех остальных участников ралли). Эпизод разделил всю раллийную общественность на две части: одни считали, что экипаж проехал участок не по легенде, другие видели в случившемся банальный сбой хронометража. Истина осталась невыявленной и поныне.
Ралли «Чумацкий Шлях», 2010 год
На первом же спецучастке – традиционной «параллельке» – хронометражное оборудование попросту отказалось работать, в результате чего организатор принял беспрецедентное решение устроить «перезаезд» для тех экипажей, чье время не удалось зафиксировать. Не обсуждая компетентность такого решения, добавим только, что в протоколах оно так и не было отражено: решением КСК результаты СУ1 были аннулированы. Тем не менее, словосочетание «китайские часы», родившееся на этой гонке, прочно вошло в обиход раллистов.
Ралли «Ялта», 2011 год
Дебютный этап серии IRC в Украине запомнился, среди прочего, рекордным в мировом масштабе показателем по количеству зафиксированных в течение гонки фальстартов – аж десять случаев! Как оказалось впоследствии, причиной такого феномена стало решение судей определять момент старта с точностью до 0,01 секунды. По мнению многих специалистов, данное решение противоречило общему регламенту ралли, который предписывает производить хронометраж с точностью до 0,1 секунды. Впрочем, ни от кого из оштрафованных никаких заявлений или протестов не поступило, в результате чего все начисленные пенализации попали в итоговый протокол без изменений.
Ралли «Чумацкий Шлях», 2015 год
Вновь Херсон, вновь параллельная гонка. Сравнивая результаты заездов со своими онбордами, некоторые спортсмены обнаружили расхождения в показаниях, в ряде случаев противоречащие даже визуальным наблюдениям. Говоря проще, экипаж, визуально пересекавший линию финиша раньше конкурента, получал время хуже, чем у него. Инцидент достаточно быстро был исчерпан – еще до окончания ралли в протоколы были внесены изменения, удовлетворившие всех спортсменов, имевших к ним отношение. Тем не менее, причина произошедшего сбоя официально озвучена не была, и значения ей не придали только из-за того, что на финальные результаты ралли этот сбой влияния не оказал.
Ралли «Ворота Украины», 2015 год
После финиша СУ2 экипажи лидеров гонки – Бориса Ганджи и Владимира Петренко – обнаружили, что разница между их временами составляет около минуты в пользу Ганджи. Довольно быстро выяснилось, что причиной столь неоправданно большого разрыва стала рассинхронизация стартового и финишного комплексов ровно на одну минуту. О случившемся знали все – спортсмены, официальные лица, спортивные комиссары, однако в финальный протокол исправления внесены так и не были. Поскольку на итоговое положение в зачете гонки (и на количество набранных пилотами очков) это никак не повлияло, протестов не последовало – и очевидно выпадающие результаты были утверждены.
Продолжение следует?
Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов, Сергей Холодило