В масштабах истории 20 лет – не срок; однако при нынешней скорости развития технологий и трендов большинство вещей, увидевших свет в 2000 году, уже безнадежно устарели. Телевизоры стали плоскими, дома – умными, книги – электронными, а интернет – беспроводным. Перечислять все открытия и изобретения, которые изменили мир за минувшие двадцать лет – занятие безнадежное; хотя бы потому, что многие из них успели не только родиться, но и умереть.
Между тем, ралли – как вид автомобильного спорта и активного отдыха – как ни странно, осталось практически неизменным. Мы все так же по нескольку раз в год колесим по стране, чтобы проторчать целый день в горах или в лесу, в пыли или под дождем, в жару или в холод – и увидеть, как три-четыре десятка отчаянных парней дубасят что есть силы по проселочным дорогам, проверяя крепость своих нервов и качество сборки своих машин. Регламент и ознакомление, церемонии и стенограммы, контроль прохождения и нормы времени, опоздания и сходы, радость и отчаяние, восторг и боль – все это присутствовало в раллийном процессе 20 лет назад, и остается в нем поныне.
Удивительно, но и география раллийных соревнований в нашей стране практически не претерпела изменений. Чемпионат Украины по ралли 2000 года состоял из семи этапов, следовавших в таком порядке: «Столица» (Киев), «Скиф» (Херсон), «Куяльник» (Одесса), «Стара Фортеця» (Каменец-Подольский), «Днепр» (Днепродзержинск), «Чумацкий Шлях» (Херсон), «Карпаты» (Львов). Как видно, из перечисленных городов ралли в нашем время не проводит у себя только Днепродзержинск (сейчас – Каменское); остальные же регионы продолжают поддерживать свои гоночные традиции.
Так что же изменилось? Безусловно, на 90% обновился состав участников соревнований. Всего пятеро из 87 спортсменов, стартовавших в 2000 году, приняли участие хотя бы в одном этапе ЧУ-2019 – это Владимир Петренко, Александр Горбик, Владимир Щербаков, Станислав Прусс и Роман Жельнио. Больше того, к огромному нашему сожалению, минимум четверо – Андрей Александров, Игорь Полутов, Сергей Коробейников и Олег Гуров – покинули нас навсегда.
Но если процесс смены поколений пилотов и штурманов – дело неизбежное и продиктованное нам самой природой, то вот изменение технического парка – дело исключительно рук человеческих. Именно поэтому мы предлагаем чуть подробнее остановиться на ключевых моментах 2000 года, связанных, прежде всего, с автомобилями-участниками соревнований тех времен.
Конец эпохи доминирования Ford
Чемпионат Украины 2000 года стал последним, в котором большинство побед одержали пилоты на автомобилях Ford Escort. «Столицу» и «Куяльник» выиграл Александр Салюк на А-групповом «эскорте», а начиная со «Старой Фортеци» и до конца сезона все гонки покорились Василию Ростоцкому на Escort WRC. Фактически, это были последние громкие победы «голубого овала» в Украине.
Еще один интересный факт: ралли «Днепр» 2000 года стало единственной (!) гонкой в истории украинских чемпионатов, где пилоты Ford заняли все три места на подиуме абсолюта. Компанию признанным фаворитам – Ростоцкому и Салюку – составил амбициозный спортсмен из Кривого Рога Алексей Железко. Отметим, что в том сезоне Железко был весьма стабилен и быстр, чему подтверждением стало высокое четвертое место в итоговой турнирной таблице сезона – сразу за спиной «Большой Тройки» Ростоцкий-Салюк-Разумовский.
За последующие же двадцать лет пилоты на автомобилях марки Ford поднимались на верхнюю ступень украинского подиума лишь пять раз: Александр Салюк (2001), Василий Ростоцкий (2001), Дуглас Холл (2004), Юрий Протасов (2012) и Александр Салюк-младший (2013). Наверное, не нужно подчеркивать, что в трех последних случаях это были, конечно же, не «эскорты», а куда более современные модели Focus и Fiesta.
Первый подиум Subaru
Одним из автомобилей безопасности, открывавшим канал на киевском ралли «Столица», была диковинная по тем временам для Украины темно-зеленая Subaru Impreza GT, построенная легендарным спортсменом и инженером Андреем Александровым. Проехав домашнее ралли вне зачета, Профессор еще немного «докрутил» свой новый автомобиль и на втором этапе чемпионата полноценно вступил в бой с другими полноприводными соперниками. А уже на третьей гонке сезона, одесском ралли «Куяльник», Subaru впервые почувствовала на своем железном «теле» брызги подиумного шампанского – так началась триумфальная история японской марки в отечественном ралли.
Последняя победа ВАЗ-2108
Единственную гонку чемпионата 2000 года, не покорившуюся ни Салюку, ни Ростоцкому – херсонское ралли «Скиф», – выиграл довольно известный в те времена спортсмен Павел Шарашидзе, выступавший на автомобиле… ВАЗ-2108. Безусловно, речь идет о невероятном стечении обстоятельств: Ростоцкий гонку пропускал, а выступавшие на полноприводных автомобилях Салюк, Александров, Разумовский и Железко дружно сошли с трассы досрочно. И тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что проблемами «полнолапых» воспользовался местный экипаж на весьма скромной «восьмерке». С тех пор ВАЗы в абсолюте чемпионата Украины не побеждали больше никогда.
Последний подиум Lancia
Все тот же херсонский «Скиф» ознаменовался и еще одним, в некотором роде, грустным событием – последний раз в украинской истории на подиум абсолюта поднялся пилот автомобиля Lancia Delta. По иронии судьбы, сделал это абсолютный дебютант ЧУ, херсонский спортсмен Денис Венгер, незадолго до этого купивший гордую «итальянку» у Андрея Александрова. Увы, повторить этот успех ни Денису, ни кому-либо еще больше никогда не удавалось.
Дебют Daewoo Nubira
После годичного отсутствия в чемпионат Украины вернулась единственная в буквальном смысле «заводская» украинская команда «АвтоZAZ-Daewoo» – причем ее лидер, Михаил Аверин, впервые пересел с привычной «Таврии» на более современную (как внешне, так и технологически) «Нубиру». Возвращение стало более, чем триумфальным – экипаж Аверина и Щипкова не только выиграл чемпионат в классе А9, но и добрался однажды до подиума абсолюта! Кто мог знать тогда, что через двадцать лет и от команды, и от самого завода останутся, по большому счету, лишь воспоминания…
Фото © Архив «Ралли в Украине»