Сегодня мы вспоминаем один из наиболее драматичных этапов ЧУ за всю его историю – ралли «Чумацкий Шлях-2006».
Общая диспозиция
Пять лет назад формат проведения ралли «Чумацкий Шлях», в целом, не особенно отличался от того, в котором знают гонку нынешние пилоты и болельщики. Первый день традиционно отдавался на откуп параллельной гонке на спецучастке «Таврический» и столь же короткому допу «Степь». На второй же день соревнования традиционно переносились в тягинский карьер, где и происходили основные баталии. Суммарно гонка состояла из десяти спецучастков, общая протяженность которых составляла 121 км. На старт вышли 35 экипажей, поделенные на три класса – N4, А3 и У2. До финиша добрались 22 из них, то есть чуть меньше двух третей пелотона.
Новые машины: Горбань, Салюк и Петренко
«Чумацкий Шлях» 2006 года был той самой гонкой, где команда MacCoffee Rally Team впервые вывела на трассу три полноприводных автомобиля. Старенькая Evo VII, на которой три с лишним года провел Александр Салюк-старший, перешла по наследству к его сыну; сам же Александр Петрович, как и владелец команды Валерий Горбань, вышли на старт на новеньких Evo VIII RS. Еще более передовой была новинка, представленная командой-соперницей, Ace Racing: в Херсон лидер «бело-синих» Владимир Петренко приехал на девятой эволюции, приобретенной в Польше буквально перед этой гонкой.
Аварии: Протасов, Кикирешко и Перец
Благодаря вездесущим фотографам двойная авария Юрия Протасова и Алексея Кикирешко осталась в памяти многих болельщиков украинского ралли. Сначала в скоростном правом повороте на СУ9 не удержал свою Subaru Протасов, а затем, несколькими минутами позже, точно в то же место приземлился кит-кар Кикирешко. Как обычно в Херсоне, Господь хранил организаторов – никто из болельщиков, окруживших машину Протасова, не пострадал. А вот еще одна авария, имевшая куда более серьезные последствия, осталась за кадром. Двумя допами ранее увесистые повреждения нанес своему Evo VIII Сергей Перец – мелитопольский пилот, считавшийся в тот момент одним из самых перспективных молодых раллистов страны. О серьезности аварии (прежде всего, психологической) говорит как минимум тот факт, что Сергей на долгие четыре года ушел из ралли и вернулся к активным стартам лишь в 2010 году.
Дуэль гонки: Салюк – Александров
Дебют младшего Салюка на полноприводном автомобиле получился как нельзя более убедительным: за четыре допа первого дня (общей протяженностью 22 км) он привез ближайшему из преследователей 21 секунду – то есть практически секунду с километра! Победа «джуниора», несмотря на ряд ошибок, долгое время казалась делом решенным. Единственный, кто время от времени опережал его на спецучастках – Андрей Александров – в середине гонки остался без второй передачи, и, как следствие, помногу терял на медленных, закрученных отрезках карьера. Однако незадолго до финиша на машине Салюка начались перебои с работой бензонасоса, и буквально за два спецучастка он растерял все накопленное преимущество. Борьба до последнего метра дистанции подарила самый плотный финиш в истории чемпионатов Украины: Салюк вырвал победу у Александрова с преимуществом в 0,8 секунды!
Герои второго плана: Кучер, Сергиенко и Трутнев
Борьба в моноприводных классах разворачивалась по двум совершенно противоположным сценариям. Руслан Кучер не имел ни малейших проблем со своими одноклассниками, выиграв гонку с огромным, почти двухминутным преимуществом над ближайшим преследователем. Отметим, что данная тенденция продолжалась и дальше – в тот год Кучер стал чемпионом досрочно, за один этап до конца сезона. А вот в классе А3 сражение ничуть не уступало битве за абсолют – причем, в данном случае это отнюдь не литературный прием. Как ни сложно в это поверить, но на финише 121-километрового ралли двух призеров класса А3, Сергея Сергиенко и Вадима Трутнева разделили… те же самые 0,8 секунды!
Что было дальше?
Чемпионат 2006 года остался в памяти болельщиков, как один из самых напряженных с точки зрения борьбы за титул абсолютного чемпиона. Победы Салюка во Львове и Черновцах чередовались сходами в Ивано-Франковске и Ялте; в результате судьба титула решалась на ралли «Золотая Осень Карпат». Сход Александрова незадолго до финиша той гонки оставил его на третьей позиции в чемпионате, «серебро» взял выигравший «Ялту» Петренко. Салюк же с первой попытки стал абсолютным чемпионом страны и – на тот момент – самым молодым гонщиком в истории Украины, которому это удалось.
Фото © Сергей Холодило