Слава, титулы, репутация быстрого и удачливого спортсмена… Но нет, даже повесив перчатки на гвоздь, Петрович не успокоился. Сначала он взвалил на себя воз забот, связанных с должностью председателя комитета ралли, а недавно попробовал себя еще и в роли организатора ралли. Проект «Ралли в Украине» решил выяснить, каким оказался для Александра Салюка-старшего опыт проведения ралли «Киевская Русь». И первый же ответ мэтра украинского автоспорта показал – выводов для себя он сделал немало…
«Ралли в Украине»: Когда оседает пыль, поднятая раллийными автомобилями, приходит время подводить итоги и сводить дебет с кредитом. Вы уже проделали эту непременную процедуру?
Александр Салюк-старший: Не до конца; но общая картина уже вполне ясна. Главный вывод прост: провести кубковую гонку на одни лишь стартовые взносы нереально. По крайней мере, при таком наполнении канала участниками, как было на «Киевской Руси». 22 экипажа, из которых два, будучи призерами СССР, освобождены от уплаты стартовых – итого 20 экипажей… Это слишком мало. Было бы их хотя бы 35-40…
«Ралли в Украине»: Организаторы гонок не любят рассказывать, куда уходят деньги, полученные от экипажей. Может, Вы снимете завесу секретности с этой, в общем-то, довольно прозрачной по своей сути бухгалтерии?
Александр Салюк-старший: Повторюсь, все до копеечки мы еще не подсчитали, но две основные статьи расходов назову легко: подготовка трассы и зарплаты официальных лиц. Все же прекрасно понимают – построить с ноля гонку намного сложнее, чем потом развивать ее и улучшать. И, на мой взгляд, чтобы когда-то в будущем пожинать плоды своих трудов, проводя соревнования на готовой, работающей трассе, сейчас нужно забыть о заработке и вкладывать, вкладывать, вкладывать… По крайней мере, я действую именно по такому принципу.
Признаюсь честно, где-то в глубине души я надеялся, что коллеги и друзья разделяют мой энтузиазм в отношении этой гонки и готовы чем-то помочь просто так, бескорыстно. Однако, когда дошло до выплаты гонораров, каждый потребовал свою зарплату до копейки, в полном соответствии с циркулярами ФАУ. Я не стану никого упрекать, но, повторюсь, в глубине души я рассчитывал на то, что меня окружают единомышленники, энтузиасты. А получилось – наемные работники.
«Ралли в Украине»: Вернемся к наполнению канала. По логике, в Кубке, где и стартовые ниже, и километраж меньше, должно быть намного больше участников, нежели в чемпионате. А на практике – наоборот. В чем причина?
Александр Салюк-старший: Это одна из самых серьезных проблем в нашем пелотоне. По своей сути, Чемпионат и Кубок Украины – гоночные серии, имеющий одинаковый статус. Как минимум, с точки зрения Министерства молодежи и спорта, нормативы которого мы вынуждены использовать. Согласно им, и победитель чемпионата, и победитель Кубка одинаково могут претендовать на получение соответствующего спортивного разряда. Значит, и требования к этим сериям должны быть одинаковыми, и победа в каждой из них имеет одинаковую ценность.
Однако наши спортсмены, как ни крути, считают чемпионат более престижной серией. На чемпионат откладываются последние деньги, бережется последняя резина, хранится последний амортизатор… Отношение к Кубку же более прохладное. Признаюсь честно, я думал, что киевские спортсмены проявят себя гораздо активнее. Ведь в столице довольно много раллийной техники, владельцы которой жалуются на нехватку финансов. Так вот, пожалуйста, гонка под самым носом, всего в 30 км от Киева! Куда уж ближе? Нет, многие все равно не захотели стартовать…
«Ралли в Украине»: Насколько нам известно, некоторые экипажи не стартовали только лишь потому, что поняли – их классы не состоятся. В частности, имеются в виду У11 и У9…
Александр Салюк-старший: Да, я понимаю их. И понимаю также, что к следующему сезону мы обязаны изменить регламент Кубка таким образом, чтобы привлечь в него больше спортсменов. Возможно, мы найдем какую-то возможность уйти от требования обязательных пяти участников в классе, которое продиктовано все тем же МинМолодьСпортом. Возможно, найдем какие-то другие решения… Кстати, раз уж зашел разговор – пожалуйста, если у кого-то есть конкретные предложения по регламенту следующего года, присылайте нам их уже сейчас. Конструктивные идеи должны быть высказаны не тогда, когда комитет уже собрался подписывать готовый документ, а заранее, вот именно сейчас. Чтобы у всех было время обсудить предложения, обдумать и приходить на заседания с сформировавшейся позицией.
В чем я уверен на 200% – так это в том, что календарь следующего года мы составим по-другому. По крайней мере, я буду до последнего стоять на том, чтобы между гонками Чемпионата и Кубка всегда был как минимум двухнедельный перерыв. Неделя перерыва – это крайне мало, это большая ошибка. И это, кстати, одна из главных причин плохого наполнения на «Киевской Руси».
«Ралли в Украине»: Странно, но даже в небольшом канале стартовую ведомость умудрились составить таким образом, что некоторые экипажи упирались в спины впереди идущих… Что скажете об этой проблеме?
Александр Салюк-старший: Здесь не так-то легко найти универсальное решение. Казалось бы – чего проще? Все мы примерно понимаем, кто как едет, и каждый более-менее разбирающийся в ралли человек может посмотреть на список заявленных и расставить их в некоем порядке. Но чем он при этом будет руководствоваться? Просто своими личными представлениями о том, кто быстрый, а кто медленный? Извините, но это недопустимо. Потому что кто-нибудь сразу захочет извлечь преимущество из такого подхода.
Нужен принцип, одинаковый для всех. Именно поэтому автомобили, более мощные по своим характеристикам, ставятся на старте впереди. И если лидер менее мощного класса едет быстрее, чем аутсайдер более мощного – ну, тут ничего нельзя поделать, кроме того, что дать ему дополнительную минуту на старте. Вот, кстати, это может быть довольно-таки разумным решением – просто заранее увеличивать стартовый интервал между классами. Возможно, так и стоит поступать в дальнейшем.
«Ралли в Украине»: Чтобы закончить разговор о «Киевской Руси» – что бы Вы улучшили в этой гонке, перед тем, как провести ее заново?
Александр Салюк-старший: Во-первых, к следующему сезону мы подготовим еще несколько спецучастков. Я уже сейчас знаю, где они будут пролегать, вижу их конфигурацию – просто не хватает времени построить все, что запланировано. Соответственно, когда спецучастков будет не два, а три или четыре – отпадет необходимость в многократном прохождении допов; дорожка не будет разрываться. Во-вторых, я буду больше внимания уделять сервисному парку – потому что, между нами говоря, в этот раз там царил полный беспорядок. Поверьте, выводов сделано очень много, главное – не опускать руки.
Фото © Владимир Некрасов, Екатерина Киселева, Василий Тышкевич, Геннадий Мазепа