Согласно общепринятому мнению, Honda CRX – автомобиль, намного больше подходящий для кольцевых или слаломных гонок, нежели для ралли. Благодаря короткой базе и мощному, приемистому мотору (даже стоковый 1,6-литровый двигатель обладает мощностью порядка 150 л.с.) машина превосходно управляется и чувствует себя королевой на узких дорожках с многочисленными поворотами. Однако в ралли традиционно более успешной была «родительская» модель Honda Civic, производной от которой и является CRX.
Тем не менее, киевляне Роман Козин и Сергей Вансович умудрились вписать имя Honda CRX в зал славы украинского ралли, закончив 2015 год с двумя весомыми трофеями. Нельзя не отметить при этом, что, согласно паспорту, их CRX выпущен в 1987 году и является, таким образом, одним из самых старых автомобилей-участников нынешнего ЧУ. Кроме того, ему принадлежит и абсолютно уникальное достижение: ни одна машина ранее не выигрывала чемпионат Украины в возрасте 28 лет!
Собственно говоря, это и стало поводом углубиться в историю данной модели – точнее, в ее украинскую раллийную историю. Сразу предупреждаем: исследование не претендует на то, чтобы называться «исчерпывающим»; к примеру, множество слаломных CRX мы в контексте данной статьи не трогаем. Вместе с тем, каждый, кто считает, что может добавить к сказанному больше информации, может сделать это прямо в комментариях под статьей.
Начнем с чемпионского теперь уже автомобиля Романа Козина. Машина относится к первому поколению модели; ее дебют в профессиональном ралли состоялся одновременно с водительским дебютом самого Романа – весной 2010 года. До недавних пор на ее счету значились лишь два подиума, однако в прошлом году послужной список пополнился сразу двумя победами. Столько же побед принес и нынешний, самый удачный в карьере экипажа, сезон.
Еще одна машина того же поколения принадлежала когда-то Юрию Яковенко. В начале 2000-х годов была замечена в ралли и горных гонках; затем на некоторое время она пропала из виду, а через десять лет назад вновь объявилась – теперь уже в кольце под управлением Сергея Авилова. После аварии в одном из этапов кольцевого чемпионата автомобиль был продан и на этом следы его потерялись.
Третий автомобиль данного поколения принадлежал Виталию Геращенко – известному участнику дрифтовых гонок, который сейчас радует поклонников своей невероятной «Волгой». В 2006 году на автомобиле Honda CRX он проехал несколько кубковых гонок, в ряде которых поднимался на подиум. Последнее же появление его автомобиля в ралли, уже с другим владельцем, датировано зимой 2008 года, когда он выполнял функции машины безопасности на спринтовой гонке «Буковинская зима».
Автомобиль второго поколения CRX, по нашим данным, в стране всего один – зато какой! Легендарная машина голландской подготовки принадлежала и до сих пор принадлежит Борису Донскому, который регулярно стартовал на ней в ралли в 2001-2003 годах. Последним же на данный момент появлением этой машины в ралли был старт в роли одного из автомобилей безопасности на ялтинской гонке несколько лет тому назад. При этом за рулем его находилась Галина Алмазова, хорошо известная сейчас, как водитель автомобиля скорой помощи «Ветерок», постоянно курсирующего в зоне АТО.
Фото © Алексей Горбенко, Владислав Бойко