Ни для кого не секрет, что мальчики – вне зависимости от возраста – обожают меряться… да, в общем, чем угодно.
Объекты измерений могут быть, на самом деле, любыми – и не всегда материальными. Кто больше раз подтянется на турнике, у чьей девчонки ноги длиннее, у кого смартфон тоньше – формулировка вопроса зависит только от актуальной для каждого возраста системы ценностей. Автоспортсмены в этом смысле – люди абсолютно уникальные, потому что в их случае сравнение происходит на скорости около 200 км/ч с довольно высокой вероятностью так и не узнать, выиграл ты или проиграл.
Но пока на земле царит новогодье и межсезонье, выяснять непосредственно на трассе, у кого апекс толще, не получается. Поэтому мы предлагаем уважаемым спортсменам и их поклонникам менее адреналиновое, но тоже интересное занятие – мы назвали его «раллиметрия». В частности, сегодня на повестке дня следующий вопрос: у кого машина старше?
Для начала – уточним критерии. Во-первых, сравнивать мы будем не «паспортный», а «спортивный» возраст автомобилей – то есть количество лет/гонок с момента первого известного старта. Ну, а во-вторых, участвовать в сравнении будут только те автомобили, которые зарегистрированы в Украине и являются «активными», т.е. выходили на старт одного из чемпионатов (ралли или мини-ралли) в 2021 году. Двух данных условий вполне достаточно, чтобы считать борьбу равной, не так ли?
Начнем, по традиции, с монопривода. Вполне логично, что в чемпионате Украины по классическому ралли «бывалых» моноприводных автомобилей не так и много – все же тут и техтребования жестче, и трассы сложнее. Мы нашли только две машины, которые появились в пелотоне более 15 лет тому назад:
Volkswagen Golf II, нынешний владелец – Арсен Зинченко. Дебют – 2005 год, Ралли Чемпионов, пилот Александр Преображенский.
ВАЗ-2108, нынешний владелец – Андрей Бутенко. Дебют – 2005 год, Ралли Мариновка, пилот Виктор Розыграев.
Если же принимать во внимание фактическое количество стартов, то победитель определится с подавляющим преимуществом. У «восьмерки» Бутенко на счету 54 старта в ралли, тогда как «гольф» Зинченко выходил на старт всего 11 раз.
В чемпионате по мини-ралли «динозавров» несколько больше, и некоторые из них постарше:
ВАЗ-2018, нынешний владелец – Дмитрий Шведченко. Дебют – 2005 год, Ралли Мариновка, пилот Дмитрий Шведченко.
ВАЗ-2108, нынешний владелец – Андрей Горбунов. Дебют – 2005 год, Ралли Столица, пилот Алексей Штанько.
Opel Astra, нынешний владелец – Денис Цуман. Дебют – 2002 год, Ралли Стара Фортеця, пилот Валерий Вартанян.
Toyota Corolla, нынешний владелец – Валентин Грушевой. Дебют – 2001 год, Ралли Стара Фортеця, пилот Валентин Грушевой.
Отметим, что и по фактическому количеству стартов «тойота» Грушевого остается победителем – на ее счету 63 боевых выезда, тогда как у ближайшего из соперников («опель» Цумана) их «всего» 59.
Что же касается полноприводных машин, то их «средний спортивный» возраст оказался намного моложе. По крайней мере, нам не удалось обнаружить в нынешнем активном пелотоне ни одного «полнолапого», который бы стартовал раньше 2007 года – да и тех-то нашлось всего двое. Примечательно, что дебютировали в ралли они практически одновременно, с разницей буквально в несколько минут:
Subaru Impreza, нынешний владелец – Игорь Нечипорук. Дебют – 2007 год, Ралли Стара Фортеця, пилот Валерий Горбань.
Subaru Impreza, нынешний владелец – Александр Козлов. Дебют – 2007 год, Ралли Стара Фортеця, пилот Александр Фельдман.
Если же сравнивать эти два автомобиля по фактическому числу стартов, то выяснится, что гораздо чаще пыль раллийных дорог глотала «импреза» Козлова – у нее в досье 83 старта против всего лишь 40 у машины Нечипорука.
Однако абсолютным победителем по количеству фактических стартов, вне зависимости от типа привода, является совершенно другой автомобиль. Это Mitsubishi Lancer Evo IX, принадлежавший трагически ушедшему от нас в конце прошлого года Владимиру Петренко – машина, впервые стартовавшая в 2009 году, на сегодняшний день имеет в своем послужном списке 85 гонок.
Нельзя не отметить при этом, что из данного числа стартов лишь трижды за рулем машины был не ее владелец. Это было в 2019 году, когда автомобиль на одну гонку арендовал Антон Корзун, и в 2021 году, когда на нем в качестве сэфити ехали Любомир Криль и Назар Дякив. Во всех остальных случаях данный «эво» пилотировал легендарный Владимир Олегович Петренко…
Чтобы не заканчивать данную статью на столь печальной ноте, скажем все-таки пару слов об автомобилях, которые не стартовали в 2021 году – но теоретически могут в какой-то момент выехать на трассу и тем самым переписать всю нашу «книгу рекордов». В частности, это:
Subaru Impreza GT, нынешний владелец – Николай Никитюк. 77 стартов, дебют – 2002 год, Ралли Столица, пилот Николай Никитюк.
Mitsubishi Galant VR4, нынешний владелец – Иван Бойченко. 27 стартов, дебют – 1995 год, Ралли Сливен, пилот Василий Ростоцкий.
Lancia Delta HF Integrale, нынешний владелец – Сергей Чекан. 22 старта, дебют – 1993 год, Ралли Дель Касентино, пилот Александр Салюк.
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Виктор Аджамский, Евгений Олейников, Александр Василюк, R&G Project