Серия новых рекордов, установленных Себастьеном Лёбом в Монте-Карло, заставила нас задуматься – а как выглядит планка спортивного долголетия в украинском ралли?
Понятное дело, нельзя и близко сравнивать требования, которые предъявляют к спортсмену чемпионат мира и национальный чемпионат какой бы то ни было страны. Совершенно разные дистанции и частота соревнований, несравнимое количество тестовых и тренировочных километров, абсолютно иная психологическая нагрузка и степень ответственности за результат. Ничего удивительного, что победы 48-летнего Лёба на столь высоком уровне воспринимаются, как что-то сверхъестественное.
Но если мы говорим о национальных чемпионатах, то здесь 50 лет – далеко не предел; и не только для участия, но и для достижения тех или иных результатов. Изучая статистику первенств Великобритании, Испании, Эстонии, мы обнаруживали спортсменов, которые выходили на старт и в 60, и в 70 лет! Ну и, конечно же, нам стало интересно выяснить, кто же входит в число главных долгожителей украинского ралли – точнее, чемпионата Украины по ралли.
Безусловно, настоящим образцом успешного спортивного долголетия был трагически ушедший от нас в прошлом году Владимир Петренко. Свою последнюю победу в зачете Чемпионата Украины Владимир Олегович одержал в возрасте 56 лет (ралли «Галиция» 2014 года), и это на данный момент является рекордом, до которого минимум ближайшие восемь лет никто не дотянется чисто математически. Ближайшим преследователем из числа действующих пилотов является Валерий Горбань, которому на момент победы в ралли «Чумацкий Шлях» 2021 года было чуть более 48 лет.
На счету Владимира Петренко и еще несколько рекордов, которые если и не являются вечными, то как минимум продержатся еще долго. Так, например, именно Петренко стал наиболее возрастным пилотом, поднявшимся на подиум абсолютного зачета этапа ЧУ – дело было на ралли «Фортеця» 2019 года; спортсмену на тот момент было 60 лет и 8 месяцев (а его штурману, Александру Борейко – 52 года и 4 месяца). Повторимся – побить этот рекорд (из тех пилотов, кто продолжает стабильно выступать) может разве что Валерий Горбань; но даже если он это и сделает, то не раньше, чем через 12 лет.
Наконец, между первым и последним подиумами, завоеванными Петренко, прошло 24 года и 4 месяца – и это еще одно рекордное достижение. Впрочем, вот как раз по этому показателю на первое место довольно скоро может выйти другой выдающийся украинский спортсмен, Александр Салюк-младший. Первый подиум Саши имел место на ралли «Львовская Осень» в 1998 году; таким образом, если Салюк продолжит стартовать в ЧУ (и, само собой, завоевывать призовые места), то через два года «междуподиумный» промежуток для него станет рекордно большим.
Кстати, если на минутку отвлечься от темы возраста, то нужно сказать, что на счету Александра Салюка также есть один рекорд, относящийся к теме спортивного долголетия – это количество стартов в этапах Чемпионатов Украины. Трудно поверить, но сейчас в досье Саши значится… 99 гонок в зачете ЧУ! А это, как вы понимаете, означает, что любой следующий старт Салюка-младшего в топовой украинской серии станет для него юбилейным, 100-м.
Интересно, что на эти 99 стартов Саша потратил ни много, ни мало – 22 года; но это, к слову сказать, не рекордный показатель. Абсолютным же долгожителем украинского раллийного чемпионата на сегодня является одессит Николай Никитюк – собственно, ровесник самого турнира. Первый старт Николая состоялся 27 августа 1994 года на ралли «Одесса» – то есть именно в тот момент, когда был рожден чемпионат Украины по ралли. Будем надеяться, что Никитюк не планирует «завязывать» с автоспортом – и те 27 лет, которые он провел в ЧУ, превратятся в 28, 29 и так далее…
Что же касается абсолютного рекорда по возрасту, в котором тот или иной спортсмен выходил на старт этапа ЧУ, то он принадлежит трагически погибшему более четырех лет тому назад Сергею Коробейникову. Легендарный пилот стартовал в ралли «Буковина» 2017 года в возрасте 61 года и 1 месяца – увы, именно эта гонка стала для него последней в самом печальном смысле этого слова…
Ради справедливости необходимо добавить несколько слов и об аналогичных рекордах среди вторых пилотов. Самым возрастным штурманом, когда-либо побеждавшим на этапе ЧУ (а также поднимавшимся на подиум и выигрывавшим спецучастки) на данный момент является Евгений Червоненко – на финише ралли «Буковина» 2014 года ему было 54 года и 8 месяцев. Как ни странно, побить этот рекорд больше всего шансов имеет иностранец – эстонский штурман Сергей Ларенс, который последний (пока что) раз поднимался на подиум этапа ЧУ в возрасте 52 лет и 5 месяцев.
Рекордный промежуток между первой и последней победами в абсолюте среди штурманов (15 лет и 7 месяцев) принадлежит еще одному спортсмену, которого больше нет с нами – Евгению Леонову. Ну, а по количеству лет, прошедших между первым и последним (на сегодня) стартами в ЧУ, пальму первенства удерживает Владимир Щербаков (27 лет) – и этому рекорду еще минимум пять лет ничего не угрожает.
Ну и в заключение – выделим самый возрастной экипаж, который принял участие в этапе чемпионата Украины в качестве «нолика». По нашим данным таковым является легендарный тандем Александра Салюка и Леонида Косянчука, выполнявший роль «сэфити» на ралли «Трембита» 2013 года. На момент окончания гонки Салюку было 59 лет и 26 дней, а Косянчуку – 59 лет и 3 месяца; т.е. 118 лет на двоих. И самое интересное, что данный экипаж и сейчас, по прошествии восьми лет, запросто мог бы повторить как минимум старт вне зачета!
Возможно, после прочтения этой статьи вам стало интересно – а кому же принадлежат противоположные рекорды? Какие пилоты являются самыми молодыми победителями и призерами этапов ЧУ? Об этом – в следующем выпуске нашей «Раллиметрии».
Статистические данные © EWRC
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило, Лариса Мищанчук, Александр Василюк