Чуть больше года тому назад я жил в гостинице «Орлиное гнездо», с балкона которой можно было наблюдать за одноименным спецучастком «Александров Ралли».
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это был наивысший на данный момент взлет украинского ралли – а, возможно, и автоспорта в целом. Собственно, мы – те, кто непосредственно участвовал в организации этой гонки – и тогда понимали, что забрались невиданно высоко. И, как свойственно всяким позитивно мыслящим людям, мечтали о большем, стремились еще выше, хотели еще лучше…
Увы, чем выше полет, тем больнее падение. В нынешнем году я снова жил в гостинице «Орлиное гнездо», с балкона которой можно было наблюдать за одноименным спецучастком ралли «Буковина». По сути, единственное, чему я искренне радовался – что происходящее не носит имени великого украинского спортсмена, которое не было запятнано при жизни и, по счастью, остается таковым после гибели.
Оглядываясь на год назад, я вижу огромный пелотон из полусотни экипажей, почти треть которого составляют иностранные – да, в том числе и российские – спортсмены. Вижу тщательно срежиссированные, продуманные, торжественные церемонии в самом сердце старинных Черновцов. Вижу полные залы на пресс-конференциях, аккредитованных журналистов, аккуратно одетых и высококвалифицированных официальных лиц.
Я закрываю глаза, и мысленно захожу на сайт гонки, постоянно полный новостей, объявлений, бюллетеней, решений. Открываю страницу с онлайн-трансляцей результатов, за которой, не отрываясь, следит абсолютно каждый, от директора гонки до болельщика со смартфоном. Бросаю мимолетный взгляд на систему GPS-слежения за экипажами, которая позволяет полностью контролировать безопасность каждого спортсмена в любой момент времени.
Я пытаюсь отогнать, стереть воспоминания, но передо мной все равно стоят лица европейских наблюдателей, их восторженные восклицания и поднятые вверх большие пальцы рук. Мимо меня проплывают строчки официальных отчетов, восторженных репортажей, благодарственных писем. «Лучшая гонка, которую мы видели…», «Это просто невероятно…», «Украина добилась небывалого прогресса…».
Наконец, я открываю глаза – и передо мной вроде бы то же самое место. То же живописнейшее озеро, вокруг которого раскинулся парк сервиса. Те же восхитительные по конфигурации спецучастки, покрытые мелким гравием. Тот же лес, тот же воздух и та же вода. Только ралли куда-то исчезло.
Нет иностранных экипажей. Нет подиумов и стартовых арок. Нет онлайн-результатов. Нет GPS-трекеров. Нет достаточного количества каркашенных «нолей». Нет ралли-гидов – да черт с ними, бейджей для прессы нет. Все, как было семь-восемь лет назад, когда ралли «Буковина» прошло впервые. В целом, мы всегда любили эту гонку за ее дороги, потому что больше не за что. Собственно, статус-кво восстановлен.
Да, я знаю – вы скажете: «Война». И это будет карта, которая не бьется. Сейчас ее разыгрывают все, кто хочет оправдать что-либо неудачное или неумелое. Асфальт на дороге разбит – ну так война же, какой асфальт. Воды горячей нет – так война, говорят же вам, мойтесь холодной. Скисшее молоко, пьяного сантехника, сломанный карандаш – сейчас все можно объяснить и оправдать.
Я хотел бы только искренне и от всего сердца пожелать как своим коллегам-журналистам, так и спортсменам, и их болельщикам – ребята, только не привыкайте! Сейчас кто-то еще недоволен тем, что на открытии не смог отработать спонсоров, кто-то объясняет свою ошибку отсутствием онлайн-результатов, кто-то с негодованием отзывается о недостаче бейджиков… Но пройдет еще несколько таких недогонок, и все понемногу привыкнут обходиться без всего этого, как обходились раньше. Вот это и будет самое страшное – потому что в который раз вытягивать ралли на свет Божий без вашей помощи уже вряд ли кто-то захочет…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Сергей Холодило