Очередная статья в рубрике «Раллийная техника» посвящена одним из самых популярных спортивных автомобилей конца XX – начала XXI века: четвертой и шестой эволюциям Mitsubishi Lancer.
В свое время эти автомобили задавали тон в чемпионате Украины, будучи бесспорными фаворитами любого соревнования. Простой факт: суммарно на Evo IV и Evo VI были выиграны четыре титула абсолютных чемпионов Украины плюс несколько титулов в зачетных классах – более успешной впоследствии стала лишь девятая эволюция «бриллиантов». Не правда ли, достаточно для того, чтобы быть записанными в раллийные легенды?
Но времена поменялись, и на раллийную вершину взошли другие люди с другими автомобилями. Какова же судьба заслуженных, но понемногу уходящих на покой «эвочек»? Мы решили разобраться в этом досконально, и вот что у нас получилось.
Mitsubishi Lancer Evo IV
Цвет кузова – белый/желтый. Спортивный паспорт 19.018
Поскольку автомобиль четвертого поколения в Украине был всего один, его карьера достаточно хорошо изучена. Несколько лет тому назад мы посвящали ему отдельный материал «История одного эво», где подробно рассказали обо всех владельцах «четверки». Сейчас же можно сделать только одно, но печальное дополнение: данной машины в модификации Evo IV больше не существует. После ребилда, проведенного в прошлом году, автомобиль превратился в Evo VI и уехал в соседнюю Молдову, чтобы стартовать в соревнованиях по автокроссу.
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Mitsubishi Lancer Evo VI TME
Цвет кузова – белый/зеленый/белый. Спортивный паспорт 071-07
Первым, кто вывел Mitsubishi Evo VI в исполнении Tommi Makinen Edition (TME) на украинские трассы, был Владимир Петренко – произошло это на ралли «Столица» 2001 года. В первом же полноприводном сезоне киевлянин уверенно выиграл чемпионат Украины, подтвердив тем самым и свой пилотский класс, и потенциал автомобиля. «Шестерка» служила Владимиру еще два года; повторить дебютный успех ей не удалось, но на подиум машина заезжала регулярно.
В период с 2005 по 2008 год данный автомобиль, перекрашенный в ярко-зеленый цвет, находился у Ивана Романенко, а затем перешел в собственность начинающего тогда пилота Тараса Кравченко. И вновь успех: едва пересев на Mitsubishi, Тарас становится чемпионом Украины 2010 года в классе У12 (тогдашний аналог класса 4WD Open).
Четвертым и последним на сегодняшний день владельцем машины стал Михаил Серветник. В силу разных причин стартовал Миша нечасто, время от времени завоевывая призовые места в раллийных и горных гонках. Сейчас же, в силу перенесенной травмы, возвращение львовянина в ралли и вовсе под большим вопросом – впрочем, мы будем искренне рады увидеть его и его «эвик» на старте вновь.
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Mitsubishi Lancer Evo VI TME
Цвет кузова – белый. Спортивный паспорт неизвестен
Всего на три гонки позже Петренко шестую эволюцию собственной постройки презентовал и главный на тот момент «эвостроитель» Украины – Валерий Разумовский. Наибольший успех этой машины пришелся на 2004 год, когда Валерий в упорнейшей борьбе с Александром Салюком-старшим завоевал титул абсолютного чемпиона Украины. Отметим, что выступавший на Evo VII Салюк, в свою очередь, увез в Киев титул чемпиона Украины в классе N4 – это был первый в украинской истории случай, когда чемпионами в абсолюте и полноприводном зачете стали разные пилоты.
Автомобиль же Разумовского почти сразу по окончании чемпионата приобрел известный кроссовик Юрий Ярило. Выступив несколько раз в ралли, он перестроил машину под кросс – где она и была списана в результате аварии некоторое время спустя.
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Mitsubishi Lancer Evo VI
Цвет кузова – серебристый/желтый/белый. Спортивный паспорт ТП.28.1084.13
Тем временем в команде «МСК», главой которой был Разумовский, был построен еще один автомобиль такого же поколения. Первым его владельцем стал Юрий Протасов; началось их «сотрудничество» с курьеза: на старте первого же СУ ралли «Куяльник» 2004 года у автомобиля срезало привод… Впрочем, уже в следующей гонке на Evo VI Юра успешно финишировал на подиуме абсолютного зачета.
Вскоре автомобиль серебристого цвета вернулся к Разумовскому, который трижды стартовал на нем в ралли, после чего продал… все тому же Юрию Ярило! Еще через некоторое время машина, перекрашенная в желтый цвет, оказалась у Александра Дмитренко – и была существенно повреждена в результате аварии на кубковой гонке под Киевом.
Казалось бы, на этом история машины должна была бы оборваться – но не тут-то было. Восстановленный автомобиль перешел во владение Олега Торопова, а еще через несколько лет его пилотом стал Александр Рогочий-младший. В настоящее время машина по-прежнему находится у Саши; по его словам, из всех «доживших до наших дней» Evo VI данная чувствует себя лучше всего...
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Mitsubishi Lancer Evo VI
Цвет кузова – красный. Спортивный паспорт 454-09
…чего не скажешь о следующей героине нашего рассказа – красной эволюции, приехавшей в Украину из польского ателье Stec Ralliart. Первым владельцем автомобиля был Владимир Петренко, который провел на нем несколько гонок в 2005 и 2006 годах. Затем, в период с 2007 по 2011 год на красной Evo VI с разным успехом стартовали Валерий Разумовский, Алексей Яновский, Николай Ильницкий и Степан Мазур. Закончился же раллийный путь этого автомобиля на гонке Кубка Лиманов 2012 года, где дебютировавший в ралли Антон Корзун угодил в серьезную аварию. Интересующиеся могут и сейчас увидеть кузов этой машины стоящим неподалеку от боксов Владимира Петренко на киевской «Чайке»…
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Mitsubishi Lancer Evo VI TME
Цвет кузова – черный /белый. Спортивный паспорт 265-07
Наиболее молодая из «шестерок» изначально строилась для драг-рейсинга, однако дороги судьбы также привели ее в ралли. Первым, кто стартовал на автомобиле черного цвета, был Андрей Костюченко; впрочем, в ралли у него не заладилось – и после аварии на ралли «Буковинская Зима» 2009 года автомобиль перешел к Сергею Черному. Днепропетровский пилот провел на нем полный сезон 2014 года в Кубке Лиманов, после чего перестал выходить на старт – при этом, насколько нам известно, данный автомобиль по-прежнему находится у него.
Полная история автомобиля на сайте EWRC
Итог: Из шести автомобилей четвертого и шестого поколений Lancer Evo три по-прежнему находятся в Украине, причем в состоянии, вполне пригодном для дальнейших стартов. Вот только какими могут быть турнирные перспективы тех, кто решится на это? Ни в Кубке Лиманов, ни в чемпионате Украины выиграть что-либо на данной технике уже не получится. Единственный шанс на полноценную борьбу Evo VI может получить, если комитет ралли согласится допустить этот автомобиль в зачет Трофея Rally Legends – однако для этого необходимо специальное исключительное решение, а их у нас принимают крайне неохотно. Впрочем – кто знает?
Автор выражает благодарность Юрию Протасову, Александру Рогочему и Павлу Михайлусю за помощь в подготовке материала
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Андрей Патраков, Лариса Мищанчук, Владимир Некрасов