Машина-легенда, машина-мечта. Сегодня мы изучаем историю восьми автомобилей Lancia Delta Integrale, когда-либо стартовавших в Украине.
Эту статью мы хотели написать очень давно – и все никак не решались. И дело даже не в том, что прикосновение к этой раллийной святыне вызывало у нас благоговейный трепет. Проблема в другом: нам далеко не все известно о нынешней судьбе и состоянии доброй половины этих машин.
Но если посмотреть на дело с другой стороны – то, может быть, как раз с помощью этой статьи и удастся найти какие-нибудь новые, неизвестные нам сведения? Ведь, несмотря на почтенный возраст каждой из восьми Lancia Delta, интерес к этим автомобилям с годами абсолютно не падает. И кто знает, где неожиданно обнаружатся следы той или иной «итальянки»…
Итак, начнем с машин, судьба которых однозначна и понятна. Первой из них (и, возможно, первой завезенной в Украину) является Lancia Delta, построенная для поляка Богдана Возовича и купленная в 1992 году «Львовскими Авиалиниями». Предполагалось, что данный автомобиль под управлением Василия Ростоцкого будет стартовать в ралли «Антика» 1992 года – но прежде, в качестве тренировки, Ростоцкий выехал на горную гонку «Интерконт» (бывшую, по сути, прологом «Антики»). Там «дельта» поломалась (ах, как это символично!) – и больше ни разу стартовать так и не смогла.
Раллийная программа «Львовских Авиалиний» закрылась, так и не взлетев. Многие годы данный автомобиль хранился во львовском аэропорту, однако сложности с документами не позволяли никому ни купить, ни восстановить его. В итоге, насколько нам известно, машину постигла печальная судьба – ее просто порезали на металл…
Второй автомобиль с понятной (и куда более счастливой) судьбой – Lancia Delta, завезенная в 1993 году из Эстонии Александром Салюком-старшим. По нашим данным, Александр Петрович стартовал на этой машине лишь дважды, на ралли Дель Касентино и ралли Сан-Марино. Обе гонки закончились сходами, после чего Салюк пересел на привезенный из Великобритании Ford Escort, а «лянча» переехала в одну из ведущих на тот момент команд Star Pro Racing.
Поскольку у команды уже имелись две 16-клапанные «дельты», машина Салюка (гос. номер а7639KI) долгое время пребывала в статусе тренировочной. Ее единственный «боевой» старт в чемпионате Украины зафиксирован на ралли «Карпаты» 1998 года, причем управлял автомобилем не кто иной, как Андрей Александров! Однако уже со следующего этапа ЧУ Андрей пересел на собственную «лянчу»; а та, о которой идет речь, надолго пропала из виду.
Новую жизнь машине в 2012 году дал киевский спортсмен и реставратор Сергей Чекан, который случайно обнаружил ее буквально на свалке. Проект «Ралли в Украине» подробно писал о том, каких усилий стоило Сергею не просто восстановить автомобиль, но и полностью подготовить его к стартам в профессиональном ралли. И все-таки он это сделал!
С тех пор Lancia Delta под управлением Сергея Чекана стартовала в украинских соревнованиях по ралли уже 19 раз, одержав при этом несколько побед в традиционном зачете Трофея Rally Legends, который проходит на этапах чемпионата Украины. Высшим же достижением Сергея на данный момент можно назвать третье место в полноприводном классе У4000 на последнем в украинской истории ралли «Ялта» в 2013 году. Очень хочется верить в то, что мы не раз еще увидим Чекана и его автомобиль на украинских трассах – и в этом, и в следующих сезонах.
Вот, собственно, и все украинские экземпляры Lancia Delta, относительно которых мы можем говорить с уверенностью. Судьба остальных покрыта тем или иным слоем тумана – как, например, доля еще двух 8-клапанных автомобилей, завезенных одновременно с машиной Салюка из Эстонии. Первыми украинскими владельцами их были Павел Гайдук и Владимир Гавриленко – правда, один стартовал преимущественно в ралли, второй в автокроссе.
Кроссовая машина Гавриленко в ралли появлялась лишь однажды – ее на ралли «Куяльник» 1996 года арендовал все тот же Павел Гайдук. А вот история собственной машины Гайдука намного длиннее, поскольку через несколько лет, в конце 1997-го года, она переехала в Херсон, к Юрию Карпенко, который стабильно выступал на ней в 1998 и 1999 годах. Сказать, что выступления эти были мега-успешными, нельзя – в девяти гонках пилот лишь дважды добрался до финиша (правда, один раз – на подиум).
Дальнейшая судьба этой машины – сплошная загадка. По слухам, в начале 2000-х она была разбита в ДТП; однако через несколько лет, в 2003-м, она (или такая же?) была замечена в качестве сэйфити-кара на ралли «Чумацкий Шлях». Еще десятью годами позже аналогичный автомобиль красного цвета «всплыл» в Днепре, у частного владельца, не имевшего отношения к спорту. По нашей информации, новый хозяин вырезал из него каркас безопасности и превратил в обычную разъездную машину. Никакой уверенности в том, что это – один и тот же автомобиль, у нас нет.
Движемся дальше – еще одна «лянча» желто-зеленого цвета, построенная немецким ателье Holzer, в начале 90-х принадлежала первому чемпиону Независимой Украины, Владимиру Чопенко. Считается, что это – единственная в Украине раллийная Lancia Delta Evoluzione II. Поскольку информации о тех годах сохранилось крайне мало, мы можем с уверенностью говорить только о четырех стартах Чопенко на этой машине, среди которых – украинские ралли «Чумацкий Шлях» и «Киев», а также две гонки в Болгарии и Польше.
Последним зафиксированным стартом этого автомобиля является одесское ралли «Куяльник» 1997 года, причем за рулем автомобиля тогда чудесным образом оказался легендарный Сергей Вукович! К сожалению, это была последняя гонка в жизни выдающегося спортсмена – и закончилась она досрочным сходом с дистанции. С тех пор в украинском ралли данный автомобиль не стартовал; больше того, по некоторым данным, он был вывезен обратно в Германию.
Завершают же наш рассказ еще два автомобиля Lancia Delta постройки Holzer, одновременно дебютировавшие в Украине на ралли «Одесса» 1994 года. За рулем одного из них был Дмитрий Топчий, другим управлял Владимир Петренко. Так как, повторимся, точных данных о многих гонках середины 90-х у нас нет, мы можем лишь предположить, что на каком-то из этих автомобилей в 1997 году в Херсоне стартовал греческий пилот Деметрис Пантазис (естественно, машина была в аренде). Затем, вероятно, обе «лянчи» оказались у Леонида Протасова; одна впоследствии использовалась только в кольцевых гонках, а вторая (гос. номер 3048 KIA) перешла во владение Андрея Александрова.
Наверное, это единственная «дельта», по которой у нас довольно много статистической информации и фотографий. Впервые Александров стартовал на ней на ралли «Скиф» 1998 года – и дебютная гонка закончилась для него победой в абсолюте! Кто бы мог подумать, что такое блестящее начало не получит достойного продолжения – между тем, так и вышло. В последующих восьми стартах в течение 1998-1999 годов Андрей лишь раз добрался до финиша – это был подиум на ралли «Днепр»-99. Все остальные старты по милости капризной итальянки заканчивались сходами…
В конце концов, как известно, Андрей Александров отчаялся добиться каких-то результатов от постоянно ломающейся машины – и всерьез занялся постройкой полноприводных Subaru. Что же касается «лянчи», то ее в 2000-м году на пару гонок арендовали херсонские спортсмены Денис Венгер и уже упоминавшийся Юрий Карпенко; на этом боевые старты в ее послужном списке заканчиваются.
Какова судьба этой, наиболее титулованной из всех предыдущих машин – сказать невозможно. Какое-то время назад ее видели на территории киевского импортера «Ауди Центр Випос» – но сейчас ее там однозначно нет. Где же она? Украсила чью-то коллекцию, уехала за границу или сгнила на свалке? Это вопросы, на которые у нас ответов нет…
Автор © Володимир Некрасов
Фото © Владимир Васинчук, Михаил Овсяник, архивы Василия Ростоцкого, Александра Салюка, Андрея Николаева, «Ралли в Украине»