Пусть простят меня друзья и родные Тараса, но я не имею права о нем писать и говорить. Мы были мало знакомы, встречались только на гонках; я знал его, как отличного штурмана и открытого, веселого парня, но не более того. Другое дело – Леха… С ним меня связывает ряд воспоминаний, которые я хотел бы зафиксировать – хотя бы для того, чтобы их не стерло безжалостное время.
Впервые я заочно познакомился с Алексеем Долотом зимой 2012 года, когда его тогдашний наставник, Игорь Дорофеев, позвонил мне, как секретарю профильного комитета, и спросил, что нужно сделать, чтобы талантливый 15-летний спортсмен получил право участвовать в классическом ралли. Общее правило гласит, что юноши, не имеющие водительских прав, не могут управлять автомобилем во время движения по дорогам общего пользования. Однако Игорь заверил меня в том, что это – именно тот случай, когда необходимо сделать исключение.
Я изучил достижения Леши в картинге и кроссе; достижения были блестящими. Взялся помочь собрать необходимый пакет документов и вынес вопрос на комитет. Споры были долгими, жаркими; мнения членов КР разделились пополам. Как сейчас помню, решающую роль сыграло слово председателя комитета, Валеры Горбаня, который однозначно сказал: «Парень должен ездить».
Комитет обратился с инициативой в комиссию автоспорта, и решение, хоть и нелегкое, было принято. Алексей получил специальное разрешение находиться за рулем спортивного автомобиля только на спецучастках; на дорожных секциях его должен был менять за рулем штурман, обладающий водительскими правами. Подобные решения в мировой практике бывали, хоть и нечасто; в Украине такое произошло, если не ошибаюсь, впервые.
При этом наше личное знакомство с Лешей состоялось существенно позже, весной 2013 года, когда стартовал проект молодежной гоночной команды Junior Way Team. Первой для команды гонкой стало ралли «Чумацкий Шлях», где в ярко-зеленых цветах JWT на старт вышли трое: Малов, Радзивил и Долот. Помню, Лешка сразу показал класс, выиграв мини-турнир по картингу, который организаторы проводили за день до ралли, в качестве своеобразного «разогрева».
Сказать, что в ралли у него все получалось столь же легко и непринужденно, я не могу. Стремительный переход с моно- на полный привод не был простым; многие помнят, например, серьезный краш Алексея на «Александров Ралли» в том же 2013 году. Однако у Леши всегда были хорошие учителя: Андрей Николаев, Володя Щербаков, Саша Салюк. Он шел правильной дорогой, а цели у него всегда были самые высокие. И победы не заставили себя ждать.
Прошлым летом стало понятно, что он готов сделать следующий шаг. Вместе с Лешкиным папой, Юрой Долотом, всю осень мы вели переговоры с Янисом Воробьевсом, результатом которых должны были стать несколько тестовых сессий и соревнований в Прибалтике. Янис пересмотрел онборды Алексея, после чего сказал – у этого мальчика есть скорость, нужно только немного поучиться, и он станет «номер один». Это сотрудничество могло начаться уже нынешней зимой, однако по ряду причин было решено немного повременить…
Буквально час назад я прочел интервью выдающегося эксперта по любым вопросам Алексея Мочанова, который безапелляционно заявил – мол, 20-летний Долот не мог быть опытным гонщиком. Безотносительно контекста, в котором это было сказано, отмечу: за плечами у Лешки было 32 старта в классическом ралли и мини-ралли (в пять раз больше, чем у самого Гуру). Он был одним из самых талантливых украинских спортсменов своего поколения. С очень хорошим подходом к спорту, с великолепными данными, с правильными целями и с огромной поддержкой отца, отдававшего ему всю свою любовь. Он не потерялся бы ни в одном раллийном чемпионате, от национального до мирового.
Увы, проверить, так ли это, нам не суждено.
Покойтесь с миром, парни. Мы никогда вас не забудем…
Фото © Сергей Холодило