Аналогия стала напрашиваться задолго до самого соревнования, когда стало понятно, что большинство ключевых официальных лиц – Александр Бережной, Олег и Александр Петрищевы, Владимир Киселев, Анатолий Кравченко – представляют Херсонский автомобильный клуб. Когда же спортсмены и наиболее увлеченные из болельщиков ознакомились с трассой, предлагаемой для соревнований, сходство стало еще большим. Плотный, хорошо отгрейдерованный гравий, пыльные дорожки в карьере, зрелищный прыжковый трамплин – все эти характеристики могут в равной мере принадлежать как херсонскому, так и каменецкому ралли.
По большому счету, «Стару Фортецю» от «Чумацкого Шляха» отличала, прежде всего, колоритная церемония открытия гонки и зрительский спецучасток, который все-таки был проведен, как и полагается, в историческом центре города. Сравнивая количество зрителей с воспоминаниями десятилетней давности, многие вздыхали – вот, мол, раньше людей было больше. Однако если вспомнить, что «раньше» гонка в Каменце проходила, как правило, на майские праздники, то необходимость в дополнительных объяснениях отпадает. Говоря объективно, как для середины сентября зрителей на гонке было весьма немало.
Увы, это стало основной проблемой данного ралли. То ли организаторы не ожидали такого интереса к устраиваемой ими гонке, то ли не собрали достаточного количества маршалов для перекрытия всех подъездов к спецучасткам – да только по факту, как в субботу, так и в воскресенье зрители передвигались вдоль трассы и по ней совершенно беспрепятственно. Большинство экипажей – особенно лидеры – после финиша рассказывали не о том, как проехали тот или иной доп, а о том, сколько и какого транспорта попалось им по дороге, от велосипедов и до КамАЗов.
Квинтэссенцией этого хаоса стал СУ10, который пришлось, начиная с четвертого экипажа, перевести в дорожный режим. Официально причина этого решения нам не известна, но по словам разных спортсменов, проезд испортил неизвестный подвыпивший местный житель, колесивший по допу на частном автомобиле. Конечно, если так, то решение начальника безопасности по факту было совершенно верным; однако, если следовать этой логике, то в режим свободного проезда нужно было переводить абсолютно все проезды по СУ «Трамплин».
Говоря же о спортивной стороне вопроса, нужно прежде всего отметить возвращение после трехлетнего отсутствия в чемпионат Украины титулованного Валерия Горбаня, который, по словам пресс-службы его команды, решил таким образом заполнить паузу между этапами чемпионата мира. Сложно сказать, получил ли чемпион Украины 2013 года удовольствие от данного уикенда; однако болельщики, конечно же, были счастливы воочию увидеть на трассе одного из опытнейших раллистов страны.
В то же время, всем хотелось, чтобы кто-то из постоянных участников нынешнего ЧУ навязал – или хотя бы попытался навязать – Горбаню борьбу за победу. Этим смельчаком оказался одессит Дмитрий Роткевич, который на городском прологе уступил своему титулованному коллеге всего 0,5 секунды. Дальше – больше: первый воскресный спецучасток Дима и вовсе выиграл с преимуществом почти в девять секунд! Зрители (а особенно большая «диаспора» приехавших на ралли одесситов) радостно потирали руки в ожидании схватки – но увы…
Уже на СУ3 Роткевич допускает ошибку, сворачивая не в то ответвление дороги – и здесь снова, как ни крути, вспоминается Херсон. В своих комментариях после гонки Дима ни словом не упрекнул ни в чем организаторов, называя случившееся своей ошибкой – однако, положа руку на сердце, херсонские организаторы традиционно не перекрывают ленточками «неправильные» ответвления дороги в спорных местах. С одной стороны, это логично – экипажи должны следовать дорожной книге и стенограмме, а не визуальным подсказкам. С другой – во всем мире правилом хорошего тона считается разными способами показывать пилотам единственно верное направление спецучастка (как минимум, из соображений безопасности).
Так или иначе, Роткевич поехал не туда. Остановился, подождал, пока осядет пыль, развернулся, вернулся на перекресток. Подождал, пока мимо проедет стартовавший за ним Горбань – чтобы, не дай Бог, не выехать сопернику в лоб, – и лишь затем вернулся на трассу и продолжил гонку. Учитывая, что интервал между стартующими составлял три минуты, можно больше не говорить о том, что борьба за победу на этом эпизоде была закончена…
После самоустранения Роткевича основными претендентами на подиум стали Борис Ганджа, Юрий Хомицкий и Александр Козлов. Почти до конца гонки эта троица следовала в названном порядке; однако на все том же злополучном СУ10 Ганджа вылетел с дороги, повредил масляный радиатор и продолжить движение не смог. Конечно же, если бы доп был переведен в дорожный режим изначально, этого бы не произошло – однако сослагательного наклонения в спорте не бывает.
Таким образом, призовую тройку ралли «Стара Фортеця» составили уверенно преодолевшие всю дистанцию Горбань, Хомицкий и Козлов. При этом Юрий одержал победу, естественно, и в полноприводном классе 4WD Open, где, помимо него, до подиума добрался лишь опытнейший Николай Никитюк – один из немногих, кто стартовал в Каменце-Подольском не впервые. Что же касается перипетий в моноприводных классах 2WD Open и 2WD, то они на сей раз были достаточно яркими, чтобы стать темой отдельной статьи.
Фото © Владимир Некрасов
PS. Автор благодарит Ивана Сергеевича Тургенева Остапченко за идею для заголовка данного материала.