По большому счету, судьба титулов во всех четырех моноприводных классах решилась сама собой – так сказать, по велению техники. Судите сами.
В классе Р7 Михаил Горшков и Геннадий Ефимов сошли с трассы досрочно; по количеству набранных ранее очков победил Горшков.
В классе PS6 Сезер Селями сошел с трассы на первом же спецучастке, после чего Вадим Залож мог уже и не финишировать – он все равно становился чемпионом.
В классе Р6 Сергей Ивченко выиграл гонку, но Игорь Белоусов, ставший вторым, в любом случае набирал достаточное для победы количество очков.
Наконец, в классе Р5 Александр Кизим сошел с трассы досрочно, после чего Максим Шульженко автоматически становился чемпионом вне зависимости от своего результата.
Казалось бы, даже написать не о чем – но не тут-то было! Официальный протокол результатов гонки имел одно, но существенное отличие от предварительных онлайн-результатов. И этот факт заслуживает большого и детального разбора, к которому мы сейчас, помолясь, и приступим.
Итак, картина представляется следующим образом. На том самом грязе-болотном СУ2, о котором мы писали ранее, экипаж №41 (Сергей Ивченко – Анастасия Ивченко) примерно к середине дистанции догнал стартовавшие перед ним экипажи №23 (Игорь Белоусов – Александр Арыч) и №21 (Михаил Горшков – Станислав Прусс). Подержавшись около минуты за ними в условиях плохой видимости, экипаж №41 отчаянным маневром по обочине опередил обоих и продолжил движение по спецучастку. Еще через какое-то время он догнал экипаж №29 (Станислав Беседин – Евгений Коршиков), но тот корректно отодвинулся с траектории, пропустив соперника вперед.
По итогам данного происшествия экипажем №23 был подан протест на действия экипажа №41. Спортивные комиссары, приняв во внимание бортовое видео экипажа №41, протест отклонили, не найдя в действиях данного участника ничего, противоречащего регламенту.
Однако после этого в распоряжении КСК оказалось видео с первого спецучастка, где все тот же экипаж №41 (Сергей Ивченко – Анастасия Ивченко) догнал медленно движущийся экипаж №24 (Геннадий Ефимов – Игорь Олисаев) – и вновь-таки обогнал его по обочине, объехав при этом с левой стороны рекламную арку, установленную в зрительской зоне, а затем объехав с правой стороны знак «Пост связи».
Данный инцидент спортивные комиссары посчитали нарушением, заслуживающим наказания – и аннулировали результат экипажа №41 на основании пунктов 14.3.2 и 16.10 Дополнительного регламента соревнований, а также пункта 6.4 Общего регламента мини-ралли. К этим пунктам мы еще вернемся, а пока давайте посмотрим, что же повлекло за собой это решение в турнирном плане.
Итак, аннулированный результат Сергея Ивченко отбросил его со 2-го на 4-е место в итоговом зачете первых пилотов в классе Р6. Штурман экипажа Анастасия Ивченко не стала чемпионкой Украины в зачете вторых пилотов (класс Р6), передвинувшись опять-таки на 4-е место. Ну, и наконец, команда XADO Motorsport, за которую выступал Ивченко, набрала в итоге 14 очков вместо 20 – тогда как команда Shapovalov Rally Team, за которую выступал Белоусов, получила 10 очков вместо 8. Подчеркнем, что на итоговое распределение мест в турнирной таблице это не повлияло.
Итак, что же это за нарушение, которое повлекло за собой столь серьезные последствия? Процитируем те пункты регламентирующих документов, на которые ссылаются комиссары в своем решении (орфография сохранена):
П.14.3.2 – Екіпажу заборонено під загрозою виключення поводити себе не дотримуючись спортивної етики.
П.16.10 – Офіційною трасою змагання вважається та, яка зазначена у схемі, внесеній в Додаток до цього регламенту.
П. 6.4 - Для забезпечення безпеки на трасі змагання Оргкомітетом може розміщувати огороджувальну стрічку, маркери, ретардери та інші обмежувальні елементи траси.
Итак, экипаж лишен своего результата… за что? За то, что покинул трассу, конфигурация которой представляет собой цветную линию, наложенную на Гугловскую карту (ведь в Кубке Лиманов, как известно, не существует Дорожной книги)? За то, что не с той стороны объехал некий условно ограничительный элемент (прямо не названный в регламенте), которого, к тому же, не было на ознакомлении? Или за то, что повел себя в несоответствии со спортивной этикой, критерии которой также трудно поддаются описанию?
Все это звучит, мягко говоря, неубедительно. С равным успехом комиссары могли бы применить к другим экипажам, например, соседний пункт регламента 14.3.1, который гласит: «Екіпажу заборонено під загрозою виключення навмисно блокувати проїзд автомобілів учасників». Кто-то может утверждать, что Белоусов блокировал Ивченко неумышленно, учитывая, что они – главные соперники по классу Р6? Кто-то может это доказать или опровергнуть?
Подводя итог, скажем – мы не можем и не будем давать оценку действиям спортивных комиссаров. Оказавшись в непростой ситуации, они приняли то решение, которые МОГЛИ ПРИНЯТЬ, руководствуясь регламентом. Но с тем же успехом они МОГЛИ ЕГО И НЕ ПРИНЯТЬ.
Подчеркнем лишь одно. Единственным условием, при котором спортивные комиссары не попадают в подобные, мягко говоря, неординарные ситуации, является наличие четкого, однозначного и не допускающего двусмысленных трактовок регламента. К сожалению, в Кубке Лиманов такого документа нет.
Фото © Карина Сероклин
Видео © Сергей Ивченко
Коллаж © Ралли в Украине