Дело ведь вот в чем: раньше подобных случаев в истории украинского ралли не бывало. Ни один из топовых пилотов не возвращался в чемпионат после столь длительной паузы, причем фактически на ту же технику, с которой уходил. Да, в 2011-м году Александр Салюк-старший стартовал после трехлетнего перерыва на странном автомобиле Proton Satria. Да, в 2013-м Валерий Разумовский в качестве развлечения проехал этап Кубка Лиманов на ВАЗ-2108. Да, Валерий Горбань эпизодически появлялся на украинских трассах, вызывая восторг поклонников своим Mini JCW WRC. Но ни в одном из этих случаев речь не шла о полноценном участии в турнире – это были не более, чем «одиночные выстрелы».
Сейчас же Александр Салюк-младший заранее объявил о том, что возвращается в чемпионат Украины, именно как в турнир – с четкой задачей выиграть его в очередной, седьмой раз. При этом в качестве оружия победы был выбран тот же самый автомобиль, на котором «младший» в 2014-м году провел свою последнюю гонку в ЧУ – Mitsubishi Lancer Evo X. Фактически, отличие было только одно: место опытного Евгения Червоненко занял дебютант чемпионата Владимир Равинский.
Конечно, мы все, кто помнил Салюка в его лучшие годы, опасались. Ну ведь всякое же бывает, люди меняются, и далеко не всегда – в лучшую сторону. А вдруг Саша «уже не тот»? А вдруг за пять лет, проведенных вне спорта, он забыл, где у «эвика» педали, и перестал пролезать в каркас? Вдруг мы увидим лишь бледную тень того феноменально быстрого гонщика, которого уважали и боялись не только в Украине, но и на прибалтийских, европейских, мировых трассах?
Результат субботней «параллельки», легким движением организаторской руки превращенной в «монорельку», оптимизма не добавил – Салюк уступил не только своему бывшему сокоманднику Валерию Горбаню, но и действующему чемпиону страны Антону Корзуну. Уступил, правда, ничтожные 0,4 секунды, что, в общем, можно считать погрешностью – но все же, факт есть факт. Разгромом, как говорится, и не пахло.
Однако воскресенье поставило все на свои места. Восемь из восьми – таков баланс спецучастков, выигранных Александром в зачете класса 4WD Open. Мало того, на одном из допов Салюк показал абсолютно лучшее время в пелотоне, опередив даже Горбаня – правда, вновь-таки, на жалкие 0,1 секунды, но, повторимся, факт есть факт. В итоге – убедительная, 30-я в карьере победа на этапах чемпионата Украины (как мы помним, ни Горбань, ни выступавший на такой же WRC-технике Игорь Чаповский, в зачете ЧУ не участвовали).
Возможно, чисто теоретически, навязать Салюку борьбу мог бы его давний соперник, опытнейший Юрий Шаповалов – как минимум, на СУ3 (первом воскресном допе) он показал достаточно неплохое время, опередив всех, кроме, собственно, Александра и Валерия. Увы – на этот раз карьер, столь любимый Шаповаловым, оказался к нему неласков. Уже на следующем спецучастке Юрий покинул гонку после достаточно мягкого (по словам очевидцев) переворота через крышу.
Остальные же фавориты полного привода – Антон Корзун, Юрий Хомицкий и Руслан Топор – в течение всего ралли вели между собой очень и очень плотную борьбу, где счет шел буквально на секунды. Из этой группы необходимо выделить Хомицкого, который впервые стартовал на уникальном автомобиле собственной постройки, получившем название Subaru Impreza GT 22B X-Proto. По нашему мнению, данное событие само по себе достаточно важно, чтобы посвятить ему в будущем отдельный материал – а пока просто отметим, что дебют машины вызвал огромный интерес публики.
Поначалу Хомицкий был несколько быстрее конкурентов – однако по ходу гонки Корзун сумел отыграться и занял, в итоге, второе место в классе 4WD Open. Хомицкий стал третьим, и это однозначно позитивный результат для первого старта на новой технике. Что же касается Топора, то ему финишировать не удалось – причем, что обидно вдвойне, проблемы настигли одессита на предпоследнем, девятом спецучастке, когда до подиума оставалось уже рукой подать.
Досадным был и сход черкасчанина Павла Копильца, которому «повезло» пробить бензобак на финальном, десятом СУ. А вот кто объективно порадовал, так это Сергей Потийко, который в ходе всей гонки стабильно опережал и Александра Козлова, и Дениса Лохмана. Наверное, еще год назад такое было бы просто невозможно – но сейчас прогресс днепровского пилота виден невооруженным глазом.
Подводя итог первого этапа ЧУ-2020 в его полноприводной части, скажем следующее. Чемпионские амбиции Александра Салюка получили вполне обоснованное подтверждение – первая же гонка показала, что при прочих равных никто из «молодежи» поддерживать его темп не может. С одной стороны, это лишает чемпионат интриги, которая была столь яркой, например, в 2019-м году. С другой – заданная Салюком скоростная планка неизбежно послужит четким ориентиром для остального пелотона и заставит соперников работать над собой усерднее, чем прежде. Осталось только понять – из каких этапов и в каком количестве будет состоять этот странный чемпионат?
Фото © Сергей Богосюк, Антон Реуцкий