За последние годы поклонники мини-ралли привыкли к тому, что средняя дистанция любого спецучастка этой серии составляет примерно 19-20 боевых километров. Однако 17 лет тому назад, когда Кубок Лиманов только начинался, все было совсем не так. На примере гонки в Мариновке мы предлагаем вам проследить, как «соревнования по скоростному маневрированию» постепенно превратились в чемпионат Украины по мини-ралли.
2004 год: 5,40 км
Трудно поверить, но первоначальная протяженность трассы «Покровское кольцо» составляла лишь немногим более пяти километров – по нынешним временам, достаточно короткий спецучасток. При этом формат соревнования уже тогда был точно таким же, как и в наши дни: шесть проездов по одному СУ, по три в каждую сторону. Другими словами, спортсмены приезжали на гонку ради тридцати с лишним боевых километров! По нынешним временам – это максимум полтора допа))).
И тем не менее, желающие стартовать находились, и немало – порядка 30 экипажей, включая лидеров тогдашнего пелотона. О чем говорить, если из трех гонок, прошедших на первой, самой короткой конфигурации трассы, две выиграл Валерий Разумовский, а еще одну – Александр Салюк-старший.
2004 год: 8,20 км
Впрочем, уже к финальному этапу Кубка Лиманов 2004 года протяженность трассы существенно увеличили – она выросла с пяти до восьми с лишним километров. В такой конфигурации было проведено всего лишь одно соревнование, победу в котором одержал еще один записной фаворит тех лет, Владимир Петренко. При этом, за счет стабильных финишей и наибольшего количества набранных очков первым обладателем Кубка Лиманов в абсолютном зачете стал одессит Сергей Фаюк на весьма скромной по своим ТТХ Subaru Impreza GT.
2005 год: 9,50 км
К первому этапу следующего сезона протяженность трассы еще чуть-чуть увеличили – теперь она составила 9,5 км. В таком формате прошло несколько первых этапов серии, на которых вновь доминировали пилоты Mitsubishi – Валерий Разумовский, Владимир Петренко, Сергей Перец. Однако в силу того, что они стартовали лишь эпизодически, на отдельных этапах, лидерство в турнире захватил Игорь Чаповский, выступавший на Subaru Impreza. Забегая вперед, скажем, что именно он и стал обладателем Кубка в том году.
В те времена мариновская трасса считалась едва ли не образцом подготовки для всех раллийных дорог Украины. Благодаря тесному сотрудничеству Виктора Шаповалова с ДСТУ-54, гоночная дорожка всегда находилась в лучшем состоянии, чем асфальтовые подъезды к ней. Среди гонщиков даже бытовала такая шутка: мол, знаете, почему так долго строят автобан Киев-Одесса? Да просто вся техника работает у Шаповалова на «лиманах»…
2005-2006 годы: 12 км
В ходе сезона 2005 года протяженность «Покровского кольца» вновь выросла – за счет добавления новых отрезков она составила 12 км. Таким образом, суммарная дистанция каждого соревнования увеличилась уже до 72 боевых километров, что еще не шло в сравнение с этапами «взрослого» чемпионата, но представляло собой уже вполне серьезное испытание.
Помимо этого, начиная с сезона-2006 Кубок Лиманов постепенно принялся осваивать новые территории – первые три этапа серии традиционно прошли в Мариновке, четвертый – в Первомайске, пятый – в Каменце-Подольском. И вновь победителем серии стал пилот Subaru: выиграв два этапа из пяти, больше всех очков набрал Александр Решетилов.
2009-2010 годы: 13,50 км
После двухлетней паузы, Кубок Лиманов вернулся в Мариновку, где были проведены еще три гонки: две в 2009-м году, одна в 2010-м. К трассе были добавлены еще несколько связок поворотов, что увеличило ее длину до 13,5 километров – именно такая конфигурация и оставалась последней до нынешнего года.
Невероятно, но факт: победителями турнира в те годы опять становились пилоты Subaru – Александр Фельдман (2009) и Игорь Чаповский (2010). Но что еще интереснее – с тех пор, как гонки в Мариновке перестали проводиться, Subaru больше ни разу не смогла завоевать титул абсолютного победителя Кубка Лиманов. Совпадение? Не думаем))))
2021 год: 18,8 км
Решив возродить гонку в Мариновке, организаторы нынешнего Кубка Лиманов подошли к вопросу более чем тщательно, впервые в истории трассы увеличив ее протяженность почти до 19 км. По словам представителей комитета по мини-ралли, в новой конфигурации появятся и дополнительные зрительские зоны, и даже своеобразный «городской» (читай – сельский) отрезок. Да и качество дорожного покрытия обещает быть достойным – о многом говорит хотя бы факт использования в подготовке вибро-катка.
В настоящий момент, за 10 дней до гонки, список желающих стартовать в мини-ралли «Покровское кольцо» насчитывает 25 экипажей. Показатель, вполне сопоставимый с прошлым сезоном – однако организаторы ожидают еще несколько заявок, рассчитывая, что количество стартующих превысит три десятка бортов. Учитывая, что параллельно с гонкой в Мариновке уже началась подготовка второго этапа серии в Николаеве, можно предположить, что Кубок Лиманов в 2021 году вновь будет достаточно интересной и наполненной раллийной серией.
Фото © Владимир Рыбалко, Лариса Мищанчук, Сергей Холодило, Владимир Некрасов, Кубок Лиманов