Говоря объективно, ожидать проведения зимних ралли дома, в Украине, нашим спортсменам не приходится. И в более благополучные времена решающим фактором становилась капризная погода, постоянно путавшая карты организаторам. Из удачных проектов на ум приходят два ралли-спринта «Буковинская Зима», прошедшие в феврале 2008 и декабре 2009 годов, «Ралли Чемпионов» в Боярке (декабрь 2008) да немногочисленные учебно-тренировочные сборы, проводимые, в основном, по инициативе крупных команд в разных городах страны.
В наше же непростое время, когда ко всем прочим факторам добавились, мягко говоря, непростые социальные, экономические и политические обстоятельства в стране, рассчитывать на зимнее ралли в Украине не стоит. А значит, тем, кто, несмотря ни на что, имеет желание и возможность один или несколько раз выйти на старт снежно-ледовой гонки, необходимо задумываться о зарубежном вояже. Вопреки расхожему мнению, в этом нет ничего особенно сложного или затратного – если, конечно, хорошо подготовиться, тщательно все спланировать и заручиться поддержкой профессионалов. Ключевых задач (за исключением, конечно, необходимости изыскать на все это деньги) можно назвать, пожалуй, всего четыре; вот они.
1. Оформление виз. Одним из важных отличий зарубежной поездки от выступления на домашнем ралли является необходимость оформления Шенгенской визы всем членам команды. Фактически, единственной страной, куда можно поехать на зимнее ралли, не имея визы, ныне является Беларусь. Для поездок же в любую из стран Балтии или Скандинавии, которые славятся своими зимними гонками, Шенген необходим. Оформление визы в наше время не является огромной проблемой, однако требует порядка двух-трех недель времени, которые, с учетом рождественских праздников, легко превращаются в месяц. Вывод прост: о визах надо начинать думать уже вчера.
2. Приобретение зимней резины. Может показаться, что этот вопрос не стоит выеденного яйца; однако не все так просто. В силу сложившихся традиций зимних раллийных колес в Украине нет практически ни у кого за исключением нескольких экипажей, регулярно стартующих в Прибалтике или Скандинавии. Наивно также надеяться, что специально ради вас кто-то будет заказывать у производителя четыре или даже шесть покрышек. Соответственно, поискать нужный тип и размер нужно заранее.
Отдельный нюанс заключается в стоимости данных резиновых изделий. Конечно, если посмотреть цены на зимние шины, предлагаемые для гражданских автомобилей, они окажутся не намного выше цен на обычную летнюю резину. В спорте все несколько не так; и при прочих равных стоимость зимних и летних покрышек одного и того же бренда может отличаться, например, вдвое или даже больше. Отсюда еще один вывод: прежде, чем покупать зимние шины, необходимо четко понимать, под какую гоночную программу они подбираются.
3. Построение программы стартов. Как известно, к выбору гонок можно подойти двумя разными способами. Первый – выбрать одну определенную серию и ехать все ее этапы. Второй – закрыть глаза на серии и ехать только те гонки, которые нравятся или являются наиболее полезными для достижения некоей отдаленной цели. Есть, конечно, и третий – ехать все подряд; но он доступен только людям с неограниченным бюджетом. В случае же, если бюджет есть, но имеет разумные границы, необходимо заранее определиться с принципом построения программы и четко ему следовать – это сэкономит нервы, время и все те же деньги.
4. Выбор команды-партнера. Безусловно, никто не запрещает всякий раз таскать за собой через две-три границы весь имеющийся технический парк и личный состав механиков. Вот только закончится это, скорее всего, тем, что в скором времени устанет всё: и железо, и люди. Опытные гастролеры давно уже прошли этот путь и пришли к тому, что пользоваться нужно одним из двух вариантов: либо один раз вывезти свой автомобиль за границу и оставить на обслуживании у какой-то местной команды, либо изначально выступать на арендованном автомобиле.
И в том, и в другом случае крайне важно не ошибиться насчет команды, с которой предстоит работать – благо, в той же Балтии спектр гоночных коллективов весьма богат. Вполне очевидно, что отличаются они не только командными цветами, но и разным уровнем сервиса, условиями работы, ценовой политикой, готовностью идти на компромисс и так далее. Только качественно сравнив и взвесив все «за» и «против», можно сделать выбор, который позволит получить от зимних гонок настоящее удовольствие.
Для желающих посетить зимние ралли в Литве, Латвии или Эстонии в качестве участников или болельщиков на форуме «Ралли в Украине» открыты специальные тематические ветки, где можно задать вопросы, найти полезную информацию, подобрать себе попутчиков и так далее.
Фото © Владимир Некрасов