Застать спортсмена такого уровня, как Армин Шварц, в спокойной, относительно расслабленной обстановке тестов – огромная удача для журналиста. Редко когда в плотном графике профессионального гонщика найдется время для размеренной неторопливой беседы на совершенно разные темы. И уж тем более уникальной является возможность такой встречи не на одном из этапов мирового или европейского первенства, а в Украине!
Поэтому вполне естественно, что приглашение команды Eurolamp WRT побывать на тренировке, в которой принял участие легендарный немецкий раллист, было поистине бесценным. При первой же возможности мы прибыли на трассу «Боярский Вал», «зажали» Армина Шварца в углу сервисной палатки и приступили к «допросу»…
«Ралли в Украине»: Армин, Вы впервые в Киеве и вообще в Украине. Как Вам наша страна? Не боялись к нам ехать?
Армин Шварц: Абсолютно не боялся, поскольку Владимир (Кравец, ученик Армина, с которым он занимался в Боярке – прим. автора) заверил меня, что это совершенно безопасно. Так и оказалось: Киев – прекрасный европейский город, никаких причин для беспокойства нет.
«Ралли в Украине»: Ну, видите ли, раньше к нам на гонки часто приезжали европейские спортсмены, а теперь Вы – чуть ли не первый иностранный гонщик за два года…
Армин Шварц: Конечно, я понимаю, почему так происходит. Но с моей точки зрения Украине не нужно беспокоиться о своем имидже – скорее, эта проблема должна волновать Россию. Хотя… Я как-то был в Лахденпохье (город в Карелии, где проходит один из этапов российского чемпионата – прим. автора) – и там тоже мы вполне нормально общались с людьми. Мне кажется, основные противостояния идут на уровне политиков, а простым людям нечего делить.
«Ралли в Украине»: Тогда оставим политику в стороне и вернемся к спорту. Каким образом Вы оказались в Киеве и с какими целями?
Армин Шварц: В рамках программы наших тренировок с Владимиром было принято решение провести два тестовых дня в Украине. У Владимира есть свой тренировочный автомобиль, однако везти его сюда было бы неразумно. Поэтому мы обратились к команде Eurolamp WRT, которая предоставила нам Mitsubishi Lancer Evo IX и сервисное обслуживание.
Что касается цели, то ее можно сформулировать так: контроль над автомобилем. На грунтовом или гравийном покрытии очень хорошо работать над управлением машиной, учиться управлять не только и не столько рулем, сколько дросселем, тормозами, передачами и так далее. Отрабатывать момент вхождения в повороты, умение вовремя «распрямить» автомобиль и начать разгон – в общем, различные навыки пилотирования.
«Ралли в Украине»: Работали ли вы со стенограммой?
Армин Шварц: Фактически, нет. Мы записали стенограмму в самом начале тестов, чтобы отметить нюансы некоторых поворотов, трамплинов и так далее. Но после десяти кругов по трассе тетрадь можно было оставлять на сервисе – дорога запоминается очень быстро. Даже при условии, что мы ездили в обоих направлениях.
«Ралли в Украине»: И о какой примерно пройденной дистанции идет речь?
Армин Шварц: Думаю, за два дня работы мы проехали порядка 300 километров.
«Ралли в Украине»: Каково Ваше впечатление от трассы – подходит ли она для решения поставленных задач? Не жалеете, что приехали?
Армин Шварц: Да, трасса – то, что надо. Разве что пыли многовато (в Боярке, в отличие от Киева, вот уже несколько недель не было дождей – прим. автора). Я бы предпочел, чтобы было чуть больше камней, чем пыли.
«Ралли в Украине»: В таком случае, Вам стоило бы поехать в Карпаты – там у нас много интересных трасс с чисто гравийным покрытием…
Армин Шварц: Да, я наслышан о них, но в данном случае это было бы не очень удобно по логистике. Хотя в целом гравий для тренировок куда лучше асфальта. Он хорош тем, что прощает ошибки пилотирования, тогда как на асфальте первая же серьезная ошибка приведет к очень тяжелым последствиям. Скажу больше: со своими учениками я занимаюсь только на гравийных спецучастках. На асфальтовом допе в штурманское кресло я не сяду.
«Ралли в Украине»: Вот как? А как же тогда учиться быстро ездить по асфальту?
Армин Шварц: На кольцевых трассах. Допустим, мы иногда занимаемся во Франции, в частности на автодроме Поль Рикар. Это отличная и безопасная трасса, которая полностью подходит для занятий.
«Ралли в Украине»: Возвращаясь к нынешним тестам в Боярке – есть ли результат? Добился ли Владимир того прогресса, которого Вы ждали?
Армин Шварц: Безусловно, да – только это выражается не в секундах. На самом деле, я просил Владимира делать только то, что, по его мнению, является безопасным. То есть, если перед каким-то поворотом ему хотелось более интенсивно затормозить – ОК, я не возражал. Главное, чтобы он почувствовал уверенность и контроль над автомобилем. Так вот, я могу сказать, что по итогам двух дней в этих направлениях мы добились большого прогресса.
«Ралли в Украине»: А Вы сами? Получили ли Вы удовольствие от тех нескольких кругов, которые удалось проехать на MINI JCW S2000?
Армин Шварц: Да, это очень сбалансированный автомобиль, у которого нет ни недостаточной, ни избыточной поворачиваемости. Конечно, я не знал, как поведет себя незнакомая машина, поэтому в некоторых поворотах немного перестраховывался – однако автомобиль не преподнес никаких неприятных сюрпризов.
На самом деле, многие с восхищением вспоминают времена группы Б – мол, те машины были очень мощными и позволяли больше, чем сейчас. Но я могу определенно сказать, что люди недооценивают современные ралликары – как минимум, в том, что они очень требовательны к точности управления. Здесь нельзя ни на секунду расслабляться – нужно быстро войти в поворот, быстро проехать его и быстро выйти. Очень интересные автомобили.
«Ралли в Украине»: Какие конкретно особенности управления нынешними автомобилями класса WRC Вы могли бы отметить?
Армин Шварц: В автомобиле WRC есть две вещи, на которые нужно обращать максимум внимания – это тормоза и шины. С подвеской, трансмиссией проблем не возникает, но вот если вы пробьете колесо, это обернется большой потерей времени. Точно так же если вы перегреете тормоза – вы потеряете слишком много.
«Ралли в Украине»: Как Вы думаете, если бы концерн BMW всерьез взялся за раллийную программу – автомобили MINI могли бы выигрывать в чемпионате мира?
Армин Шварц: Вероятно, да – но, по моему мнению, это вряд ли произойдет. В развитии MINI огромная заслуга ProDrive, но людей из BMW раллийная программа не интересует. Даже рейдовая команда была, по большому счету, частной инициативой владельцев компании, которую маркетинговый отдел не одобрял. Их целиком и полностью устраивает продвижение марки в кольцевых сериях.
«Ралли в Украине»: Что ж, было приятно пообщаться – возможно, когда-нибудь мы сможем продолжить беседу, например, в Карпатах…
Армин Шварц: С удовольствием!
Фото ©