Безусловно, в домашнем раллийном чемпионате испанцы уже более 40 лет чувствуют себя, как рыба в воде, и их победам и подиумам в испанских ралли поистине нет числа. Однако на международном уровне добиться такого же результата, как, например, Mitsubishi, Subaru, Citroen или Ford, кастильцам не удалось. Фактически, заводская команда Seat Sport участвовала в чемпионате мира на протяжении всего трех лет, с 1998 по 2000 годы, ни в одном из трех сезонов не поднявшись выше пятого места. Два подиума Тони Гардемайстера и Харри Рованпера в 1999 году да третье место Дидье Орилоя в Кении-2000 (добытое с 20-минутным отставанием от лидера) – вот, по большому счету, и все успехи, которыми компания может гордиться на мировом уровне.
В то же время, в Украине на счету автомобилей Seat имеются определенные достижения. Само собой, все они связаны с победами в отдельных классах – не обладая полноприводной трансмиссией, участвовать в борьбе за абсолютные титулы «сеаты» не могли никогда. Впрочем, как известно, борьба в моноприводе порой бывает не менее, а даже более напряженной, чем в топовых классах.
В хронологическом порядке, первым в Украине в 2004 году появился Seat Ibiza, на котором стартовал Владимир Романов. Именно он добился наибольших успехов из всех, кто когда-либо выступал на Seat в нашей стране: в 2005 году одесский пилот стал обладателем Кубка Лиманов в классе Р5, а в 2009 выиграл чемпионат Украины в классе У9. Увы, спустя несколько месяцев после триумфа Владимир безвременно ушел из жизни; его автомобиль с тех пор ни разу не выходил на старт раллийных соревнований, однако и на продажу выставлен также не был.
В 2006 году на Seat Ibiza аналогичного поколения, но с более мощным мотором, в ралли стартовал один из самых титулованных спортсменов нашей страны, Александр Медведченко. В большинстве случаев Александру Михайловичу ассистировала его дочь Лолита; именно в этом составе экипаж выиграл в своем классе ралли «Аккерман» 2011 года (а в конце года Лолита стала бронзовым призером серии в зачете штурманов). По словам владельца, автомобиль, по-прежнему находящийся у него, готов к новым стартам; вопрос продажи машины также может быть рассмотрен.
Годом позже, в 2007 на Западной Украине появилась еще одна «ибица». На автомобиле зеленого цвета в течение сезона поочередно выезжали Владимир Стрельников и Василий Гавьюк. Так продолжалось три года до тех пор, пока Гавьюк не попал в серьезнейшую аварию во время тренировки на мотоцикле. Seat некоторое время оставался у Стрельникова (однажды на нем даже стартовал Руслан Кучер), однако в 2012 году был продан Владимиру Белоусову, который выступает на нем и поныне.
Наконец, еще два автомобиля Seat Ibiza появились во Львове в 2012 году не без участия Ростислава Базилевича. Судьбы этих машин сложились совершенно по-разному. Одна «ибица» желтого цвета в первой же гонке побывала на подиуме (ралли «Галиция»-2012), а через некоторое время перебралась к донецкому спортсмену Артуру Неффу, который продолжает эпизодически выступать на ней до сих пор.
Второй же автомобиль, зеленого цвета, изначально принадлежал Ивану Стародубу, который дебютировал на нем в том же самом ралли «Галиция», но только в роли экипажа безопасности. Весной прошлого года машина была серьезно повреждена в аварии, в которую попала за его рулем Татьяна Слезинская. Трудно сказать, подлежит ли восстановлению тот автомобиль; по крайней мере, на старте раллийных гонок он до сих пор не появлялся.
Помимо пяти перечисленных автомобилей Seat Ibiza в украинском ралли выступают также два Seat Leon. Один из них не очень известен: он был построен в 2008 году, провел две гонки под управлением днепропетровца Олега Шаповала, после чего долгое время стоял без дела. Однако буквально в прошлом году автомобиль перебрался в Херсон, где на нем стал выступать Михаил Анисимов (однофамилец несколько более известного Михаила Анисимова из Донецка). В течение 2014 года машина четырежды стартовала в кубковых гонках, причем однажды даже финишировала на подиуме (этап Кубка Лиманов, ралли «Единая Страна»).
Второй Leon известен намного больше – на нем вот уже шестой сезон подряд выступает Павел Копилец. Поскольку двухлитровой турбированной машине весьма непросто соревноваться с полноприводными собратьями в «лимановском» классе Р8, основные успехи Павла приходятся на другие серии: в 2011 году он стал бронзовым призером Кубка Украины, в 2013 повторил это достижение в чемпионате Украины в классе У3500, а в 2014 году выиграл Кубок Карпат в зачете Super 2WD. По нашей информации, как минимум в ближайшем будущем менять технику черкасчанин не собирается.
Итог: Даже небольшая статистика, имеющаяся по раллийным автомобилям Seat, демонстрирует, что при правильном обращении этим машинам вполне по силам выигрывать как отдельные гонки, так и целые серии (как минимум, кубковые). Возможно, именно поэтому из семи автомобилей испанского бренда в продаже формально находится только один, принадлежащий Александру Медведченко (да и он, подозреваем, при наличии финансовой поддержки с большим удовольствием стартовал бы на нем и сам). Таким образом, фанатами марки нужно либо приложить большие усилия, чтобы стать владельцем раллийного Seat, либо обратить внимание на другие ралликары Volkswagen Group – например, Golf, которых на украинском рынке довольно много.
Update: Благодаря неоценимой помощи Андрея Рощенко выяснилось, что самым старым из украинских Seat`ов является все же автомобиль, принадлежащий Александру Медведченко. Мы вели его историю с 2006 года – а оказалось, что на протяжении еще трех лет до этого машина верой и правдой служила отцу Андрея, Владимиру Рощенко. Причем за шесть стартов в течение 2003 – 2005 годов он успел и побывать на подиуме, и даже выиграть в своем классе ралли «Буковина» 2005 года!
Фото ©