Безусловно, наибольшую славу заднеприводные раллийные автомобили Волжского автозавода получили благодаря выдающемуся литовскому спортсмену и конструктору Стасису Брундзе, фактическому создателю легендарного бренда ВФТС. В 70-80-х годах прошлого века Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств выпускала множество спортивных автомобилей, среди которых до начала 80-х преобладали 1,6-литровые А-групповые ВАЗ-21011.Однако наибольшую известность приобрела более поздняя модель ВАЗ-2105 ВФТС – единственный советский раллийный автомобиль, омологированный в свое время по требованиям группы Б.
До наших дней дожили единицы настоящих, оригинальных Lada VFTS, причем, насколько нам известно, в Украине нет ни одной из них. Тем не менее, интерес к ВАЗовской «классике», угасший было в конце ХХ – начале XXI веков, сейчас пробуждается вновь. На сегодняшний день мы насчитали как минимум пять заднеприводных автомобилей ВАЗ, которые выступают или могут выступать в соревнованиях по ралли и горным гонкам; кроме того, на стадии постройки находятся еще минимум три. Ниже – чуть более подробно о каждой из этих машин.
Единственный на сегодняшний день заднеприводный ВАЗ, стартовавший в гонках чемпионата Украины по ралли, был в свое время прописан в Днепродзержинске. Под управлением Дмитрия Федоренко эта машина дважды принимала участие в ралли «Днепр», причем один раз чуть-чуть не дотянула даже до подиума в классе А8. К сожалению, о нынешней судьбе этого автомобиля нам ничего не известно – возможно, днепровские поклонники ралли прольют свет на этот вопрос?
Намного более известна другая «копейка», на счету которой более 30 стартов в Кубке Лиманов и других украинских кубковых сериях. Безусловно, все уже догадались, что речь идет об автомобиле легендарного «Деда», Василия Богаткина, который вот уже восемь сезонов подряд выводит на старт свою «ласточку». Отметим, что на счету этой машины имеются несколько подиумов на этапах «лиманов», а также второе место в классе 1400 на «Херсонском ралли» 2014 года.
Если на протяжении многих лет «копейка» Богаткина в одиночестве отстаивала честь ВАЗовской «классики», то недавно у нее появилась «младшая сестра»: аналогичный автомобиль вывел на старт другой одесский пилот, Максим Шульженко. К удивлению зрителей и конкурентов, новичок чуть было не заехал на подиум в своей дебютной гонке, николаевском ралли «Единая Страна» 2014 года; на данный момент четвертое место в ней является наивысшим достижением Максима.
Следующий автомобиль в нашем обзоре является уже репликой настоящего ВФТС – это ВАЗ-2105, построенный некоторое время назад в Мариуполе. Данную машину болельщики могли видеть в качестве автомобиля безопасности на ралли «Мариуполь», а в 2014 году она дебютировала и в зачете класса Р6 на финальном этапе Кубка Лиманов. К сожалению, в своей первой гонке экипаж Сергея Козачище и Сергея Вакала до финиша не добрался – однако, как говорится, лиха беда начало.
С неоценимой помощью одесских знатоков ралли был идентифицирован еще один заднеприводный ВАЗ, причем редкой по сравнению с остальными, седьмой модели. Под управлением Александра Шмелева машина проехала два сезона в Кубке Лиманов (2005 и 2006 годы), несколько раз финишируя на подиуме класса Р6. Последнее на сегодняшний день ее появление в профессиональном спорте имело место в 2007 году, на ралли «Скиф», где экипаж Георгия Богаткина и Максима Пасичника стал вторым в классе А1600. В наше время автомобиль находится в Одессе, однако планы его владельца неизвестны.
Заканчивая разговор о машинах, которые болельщики уже могли увидеть на гоночных трассах, нельзя не упомянуть еще один «классический» ВАЗ, построенный в Вижнице и в сезоне-2014 регулярно стартовавший в чемпионате Украины по горным гонкам. Насколько нам известно, эта машина пока что оборудована болтовым каркасом безопасности, однако в планах владельца, Андрея Радченко, значится установка сварного каркаса – и выезд в ралли!
Особняком во всей нашей истории стоит великолепная реплика ВАЗ-2105 ВФТС, построенная днепропетровским ателье Voron в 2010 году. Судя по фотографиям и описанию, автомобиль был изготовлен и собран с душой, качественно и профессионально. Как стало известно благодаря Алексею Кальнику из Мариупольского автоклуба, эта машина также находится в Мариуполе, однако о планах ее владельца ничего не известно.
В завершение разговора стоит упомянуть те реплики ВФТС, которые находятся сейчас на стадии постройки. По нашим данным, их три: в Одессе, Львове и Ужгороде. Судя по всему, ближе всего к старту в профессиональном спорте находится ужгородская машина (ее вы видите на фото). Строительство львовской, хоть и медленно, но продвигается, и есть определенные надежды на то, что обе западноукраинские машины выйдут на старт горных гонок уже в 2015 году. Что же касается одесской машины, то ее строительство, начатое весной 2013 года, в данный момент заморожено – автомобиль в недостроенном состоянии выставлен на продажу по цене 1500 у.е.
Итог: Несмотря на тяжелое общее состояние украинского автоспорта, нельзя отрицать тот факт, что интерес к классическим автомобилям в последнее время стремительно растет. Если в 2013 году на отечественных трассах стартовала только одна ВАЗовская «классика», то в 2014 году таких машин набралось уже четыре. Можно ли назвать это тенденцией? Сказать трудно; однако прогнозы в этом отношении можно делать достаточно благоприятные. Кто знает, возможно в ближайшем будущем Украина будет представлена и в набирающем обороты литовском Кубке Лада, который, напомним, объединяет в несколько зачетов все заднеприводные советские автомобили, сохранившиеся до наших дней.
Фото ©