Для начала – чтобы, так сказать, поддерживать историческую справедливость – нужно вспомнить, что попытки тем или иным образом объединить классические раллийные автомобили и внедорожную технику в рамках одного соревнования предпринимались в Украине и раньше. Вот лишь три наиболее ярких примера, которые моментально приходят на ум:
– Еще в середине 90-х годов прошлого века, с целью наполнения пелотона, к старту на этапах чемпионата Украины по ралли допускались экипажи на подготовленных УАЗах. Отдельного зачета для них не создавали; внедорожные машины были приравнены к полноприводным ралликарам и боролись с ними в зачете класса А12. Впрочем, о настоящей борьбе речь, конечно, не шла – УАЗы проигрывали «чистым раллистам» очень много; возможно, поэтому их присутствие в ЧУ было недолгим, менее трех лет.
– Спустя много лет, в 2012 году, Автомобильной Федерацией Украины было принято решение объединить, в качестве эксперимента, классическое ралли и ралли-рейд в рамках одного события – херсонского ралли «Чумацкий Шлях». Формат был выбран достаточно интересный: раллисты и джиперы вместе участвовали в пресс-конференциях, вместе проходили через стартовый подиум и вместе преодолевали трассу параллельной гонки в черте города. На этом совместный маршрут заканчивался – раллисты отправлялись дальше по своей легенде, внедорожники по своей. Естественно, и зачеты для каждого из каналов были отдельными.
– Наконец, совсем недавно, в сентябре 2018 года, в рамках харьковского этапа Кубка Лиманов вместе с раллистами в гонке стартовали и экипажи на UTV – специально подготовленных для бездорожья квадроциклах с рулевым управлением автомобильного типа. Ехали они по той же трассе, что и раллисты, но участвовали при этом в зачете отдельного клубного соревнования.
Вот фактически та же схема и имела место в прошлый уикенд в Мариуполе, когда по одной и той же трассе, вслед за каналом из классических ралликаров стартовали 5 внедорожников, подготовленных по требованиям кросс-кантри ралли. Поскольку регламентом раллийного чемпионата участие такой техники не предусмотрено, внедорожники участвовали только в отдельном зачете национального соревнования.
Естественно, на стадии подготовки данная идея вызвала ряд опасений. А не разроют ли тяжелые джипы грунтовую трассу? А не догонят ли они хвост монопривода, который может создать им помеху? А освоятся ли экипажи с основным принципом классического ралли – ездой по заранее написанной стенограмме?
Вопросов было много, но гонка дала на них исчерпывающие ответы. Прежде всего, выяснилось, что внедорожники с высоко расположенным центром тяжести физически не могут проходить повороты на той же скорости, что и классические ралликары. Как следствие – и трассу они не портят, и на хвост канала не накатывают. Конечно, большие хода подвески позволяют джипам чуть активнее атаковать бруствера – но большую часть дистанции они все равно едут «в дороге», а не по полям.
Со стенограммой, по словам участников, было чуть сложнее – ведь в рейдовых соревнованиях ни пилот, ни штурман трассу заранее не прописывают. Однако тут нельзя забывать о том, что минимум четверо спортсменов, выступавших на кросс-кантри – Виталий Лемец, Ирина Павлик, Денис Татарко и Максим Маштак, – имели, пусть небольшой, но опыт стартов в классическом ралли. Так что и со стенограммными премудростями экипажи в целом разобрались.
Что же касается плюсов такого «симбиоза», то они очевидны. Многочисленными зрителями появление внедорожников было воспринято «на ура» (тем более, что большинству из них безразлично, кто в каком зачете едет). Участники – по их собственным словам – остались полностью довольны и новым опытом, и новым форматом соревнования. Организатору же, как ни крути, весьма кстати были и дополнительные стартовые взносы, и дополнительное внимание медиа (включая, к слову, и данную статью, которой иначе бы просто не было).
Итак, большому и старому дереву классического ралли в очередной раз попытались сделать «прививку» с молодым побегом. Приживется ли он? А вот это уже будет зависеть от ряда факторов. Например, захочет ли комитет ралли ФАУ внести какие-либо дополнения в общий регламент на 2021 год? Захотят ли организаторы этапов заморачиваться с привлечением участников из другой дисциплины? Захотят ли, наконец, сами спортсмены рисковать дорогущей техникой на опасных, скоростных карпатских трассах? Все это пока что – тайна за семью печатями…
Фото © Антон Реуцкий, Анна Добрякова