Давным-давно, весной 2001 года я впервые побывал на этапе чемпионата Украины по ралли. Ту гонку выиграл Владимир Петренко, и я, согласно редакционному заданию, брал у него интервью после финиша. Таким образом, получается, что первым украинским гонщиком, с которым я познакомился лично, был он – Дядя Вова.
С тех пор, двадцать с половиной лет, я следил за украинским ралли – и в нем всегда был Петренко. Он выигрывал, проигрывал, опять выигрывал, а потом выигрывал снова. К нему приходили новые штурманы, он пересаживался на новые машины, выезжал на новые трассы и завоевывал новые титулы. Он очень бережно относился к технике – на моей памяти всего лишь дважды он попадал в аварии, в которых автомобиль получал серьезные повреждения. Он был предельно точен и аккуратен в выборе траекторий; его стиль никто не мог назвать эффектным – но все сходились в том, что он максимально эффективен.
Не один десяток молодых людей приходил в спорт, добивался (или не добивался) в нем успехов и уходил – а Дядя Вова просто был. И в какой-то момент мы поверили, что так будет всегда. К несчастью, мы ошиблись.
Последний раз мы разговаривали на летней «Трембите», когда вместе смотрели городской супер-спешиал. Как всегда, пользуясь возможностью, я задавал ему кучу разных вопросов – и удивлялся простоте полученных ответов. Казалось, в ралли для него нет ничего непонятного или необъяснимого – он буквально несколькими словами разбирал на запчасти любой процесс или событие. Его можно было слушать часами – если только знать, что спрашивать.
63 года – не возраст. Мы могли задать еще миллион вопросов и получить миллион ответов. Мы могли тысячу раз услышать его негромкий хрипловатый голос, увидеть его скромную улыбку, насладиться его отточенным пилотажем.
Всего этого больше не будет.
Упокой Господь его душу.
Фото © Сергей Холодило