Оговоримся сразу: непосредственно соревновательный процесс в данном случае был таким же как всегда – с той лишь разницей, что четвертый этап этой, традиционно проходящей на Нюрбургринге гоночной серии, стартовал под проливным дождем. А, как известно поклонникам кольцевых гонок, Нордшляйфе в сухую погоду и в дождь – это две абсолютно разные трассы. Многочисленные лужи, ручейки, ручьи и настоящие реки воды под ногами – и туман с дождем, сплошной стеной стоящий перед глазами; вот что такое Северная Петля в дождливую погоду…
«Помню, как выступал в похожую погоду на Зальцбургринге, – рассказал проекту «Ралли в Украине» Глеб Кутепов. – Честно говоря, ничего особенного: поставили дождевую резину и поехали. Нюрбургринг – другое дело; когда едешь 240 км/ч и только помнишь, что где-то здесь должен быть поворот, становится не по себе. Однозначно, здесь все решает опыт и знание скользких мест. Ты можешь быть как угодно смел, но если ты не знаешь, по какой части трассы нужно ехать, то ты отловишь машину раз-другой, а потом непременно окажешься в отбойнике».
Тем не менее, несмотря на все погодные сложности, трио Глеб Кутепов – Давид Грисснер – Марсель Хартль провело этап весьма уверенно. Второе место в квалификации превратилось в аналогичную позицию на финише; впереди стабильно находился лишь семейный экипаж Фолькера Стричека. Отметим, что на турнирном положении интересующего нас экипажа это никак не сказалось – будучи директором компании OPC, Стричек не имеет права набирать очки в Opel Astra OPC Cup и, соответственно, выступает вне зачета. Ну, а среди остальных участников Кубка экипаж Глеба Кутепова уверенно лидирует, имея в своем активе после четырех этапов серии 77 очков (у ближайшего преследователя – 65 пунктов).
Возвращаясь же к той необычной детали, с которой мы начали рассказ о гонке, раскроем карты: речь шла об… экзамене, который пришлось пройти Глебу перед стартом! Оказывается, в гонках на Нордшляйфе есть правило: на любом этапе делегат национальной федерации имеет право выбрать случайным образом нескольких спортсменов (как правило, не более десятка) и предложить им пройти тестирование на знание регламента соревнований и основных правил дисциплины. И это не шутки: тот, кто не сумеет пройти данный тест, может быть не допущен к старту, а то и лишен так называемого Nordschleife Permit – разрешения выступать на Северной Петле. При этом, никто не делает разделения на опытных и новичков – например, вместе с Глебом данный тест проходил известнейший немецкий пилот Арно Клязен!
«Вопросы, которые задают в ходе теста, преимущественно относятся именно к особенностям гонок на Нюрбургринге, которых великое множество, – объяснил Глеб Кутепов. – К примеру, на Нордшляйфе есть особенные флаги, которых нету в других сериях: не просто желтый флаг, а еще и двойной желтый и Code 60. При желтом нужно сбавить скорость, но конкретного ограничения нету, при двойном желтом – ограничение 120, при Code 60 – понятно, 60. И вот вам задают, например, хитрый вопрос: если вы увидели Code 60, а после него маршал машет двойным желтым, то можно ли разогнаться до 120? Причем ответов несколько и правильный вариант – это комбинация из нескольких ответов.
Бывают вопросы, касающиеся гоночного этикета. Допустим, показывается сцена, когда машина класса GT3 пытается довольно настойчиво обогнать более медленную BMW. Вопрос: как нужно себя повести? Варианты: 1) водитель BMW должен уступить, 2)GT3 должен дождаться возможности безопасного обгона, 3) BMW может разрядить обстановку и указать поворотником, в какую сторону он смещается давая место для обгона. Правильные ответы: 2 и 3.
Еще одна особенность – сэфити-кары. На Нордшляйфе есть такая машина, как Intervention Car; она тоже едет со включенным желтым маячком, но не считается при этом сэфити-каром. А значит, его можно обгонять… То есть, если ты ездил на других трассах, а Nordschleife Permit купил, не вникая в правила, то ты будешь тащиться за этим сэфити-каром, думая, что его нельзя обгонять.
Мое личное мнение – если ты занимаешься чем-то всерьез, правила нужно и важно знать. И речь даже не о безопасности, а еще и о выигрыше. Можно очень глупо потерять очки или быть дисквалифицированным, не зная, например, правил обгона, обязательного времени на пит-стоп, возможности смены резины и т.д. Это все детали, которые в конце концов решают, проиграешь ты или выиграешь».
Фото © Peter Elbert