Лукавит Валерий Казимирович, ох, лукавит! Стоит чуть-чуть поглубже копнуть, и сразу же становится ясно: ралли, которому Разумовский отдал едва ли не четверть века, по-прежнему живет в его сердце. Просто теперь титулованный спортсмен смотрит на процесс не изнутри, как раньше, а со стороны – но прежней остроты его взгляд отнюдь не потерял. Не верите? А вот послушайте, что говорит Валерий Разумовский…
…о «топовой» подготовке машин
«Термин «топовый автомобиль» имеет, применительно в конкретной машине, очень короткий срок действия. Допустим, последняя машина, которую я строил для себя (Mitsubishi Lancer Evo IX, который потом перешел к Игорю Чаповскому, а от него к Юрию Кочмару – прим. автора), на момент постройки была топовой. Но дело в том, что прогресс не стоит на месте: постоянно выходят новые расширения к омологациям, пишутся новые программы для управляющих компьютеров, появляются новые материалы и компоненты. При этом надо понимать, что данные обновления происходят не раз в год, а каждые несколько недель. За ними надо внимательно следить, постоянно быть в курсе всех новинок, внедрять их первым – тогда можно говорить, что ты строишь топовые автомобили. Я уверен, что Юра Кочмар грамотно и своевременно обслуживает свой – бывший мой – Evolution, и он до сих пор может считаться топовым. Но спросите у него, сколько усилий приходится прикладывать, чтобы оставаться конкурентоспособным…».
…о нынешнем пелотоне
«Я очень рад тому, что количество стартующих в ралли спортсменов растет. Мне сказали, что в этом году во всех раллийных сериях стартовало более 120 первых пилотов – это очень здорово! Но, к сожалению, я не могу сказать того же самого о техническом парке. По большому счету, новые люди, которые приходят в ралли, чаще всего садятся за руль старых машин; одни и те же автомобили переходят от одного владельца к другому. В 2010-м году в Украине появилось только пять абсолютно новых машин во всех классах – это очень мало. Могу сказать, что только в 2005-2006 годах из ворот моего ателье выехало пять боевых Lancer Evo различных модификаций. Наверняка не меньше автомобилей Subaru построил и Андрюша Александров. И это только два ателье за два года, и только в классе N4! К сожалению, сейчас новая техника не появляется в таких количествах…».
…о классе N4-стандарт
«Это очень правильная идея, которая прежде всего ведет к прекращению гонки вооружений, к своего рода «замораживанию» определенного класса автомобилей на одном уровне. Мало кто помнит, что лет пять назад уже рождалась похожая мысль – мы обсуждали ее с Андреем Александровым. Я выносил этот вопрос на рассмотрение комитета ралли, спорил до хрипоты, доказывал… Смысл заключался в том, чтобы искусственно сдержать процесс удорожания раллийной техники – например, запретить на уровне регламента кулачковые коробки, что-то еще…
Посудите сами: автомобиль, на котором я выиграл чемпионат Украины в 2004 году, обошелся мне в 50 тысяч вместе с «донором». То есть в эту сумму входила стоимость абсолютно новой гражданской «эволюции», на базе которой он был построен. С тех пор техника стала настолько сложнее и дороже, что сейчас за эти деньги просто невозможно построить потенциально чемпионский автомобиль. Топовая N-группа у ведущих ателье может стоить и вдвое, и втрое дороже.
А тогда мне казалось, что мы можем на уровне национального чемпионата приостановить эту гонку вооружений – но комитет ралли меня не поддержал. Может, он и был прав – в конце концов, прогресс не остановить. Но мне кажется, что класс N4-стандарт – это воплощение все той же идеи, которая только сейчас нашла понимание на законодательном уровне».
…о «Кубке Лиманов»
«Прошлым летом мы с Виктором Александровичем Шаповаловым обсуждали возможность возрождения гонки в Днепродзержинске в статусе «Кубка Лиманов». И даже прикинули ориентировочно дату – середина осени. Но потом решили отложить эту затею из-за выборов. Если честно, я не хотел, чтобы люди решили, что я провожу гонку «под выборы», ради заработка какого-то политического капитала. Я хочу провести гонку ради спорта. Я ведь по-прежнему люблю ралли, это уже не вычеркнешь из сердца. Поэтому я дал обещание Вите, что если он не передумает, мы обязательно эту гонку возродим».
…о мотивации спортсмена
«Я очень хорошо понимаю многих ребят, которые незаметно, постепенно уходят из спорта, не добившись того, чего хотели. Я не буду называть имен, это и не важно. В какой-то момент они осознают, что ехать «как получается» уже неинтересно. Особенно, если после нескольких лет в спорте пришло понимание – как надо. То есть ты четко видишь, что для достижения такой-то цели нужно сделать вот это и вот это – но возможности сделать эти шаги нет. То ли по финансам, то ли по возрасту – не получится, все. Точка. После этого ехать «просто так» уже невозможно, нет никакой мотивации. Интерес пропадает, и человек уходит из спорта…».
…о своем уходе из спорта
«По большому счету, спортивные успехи, чемпионские титулы – в нашей стране это приносит только моральное удовлетворение, не больше того. Да, на Западе титулованные спортсмены находят себе место в спорте и после завершения карьеры – но мы же живем в Украине, и об этом надо помнить. У нас есть большая вероятность того, что если ты вовремя не завяжешь со спортом, то к пятидесяти годам выйдешь из него нищим. В свое время понимание этого пришло и ко мне; я просто решил, что должен серьезно заняться бизнесом, и совершенно не жалею об этом. А титулы, кубки… Это всего лишь удовлетворение собственных амбиций».
Фото © Владимир Некрасов, Лариса Мищанчук, Евгений Канаш, Владимир Васинчук