В отличие от всех предыдущих ралли в Каменце-Подольском, в гонке образца 2019 года был не один, а целых три зрительских трамплина. Наибольшим сюрпризом для зрителей стал, конечно же, маленький искусственный трамплин, построенный организаторами накануне гонки прямо в центре городского спецучастка, проходившего в субботу. Ну, а на следующий день компанию знаменитому Большому Трамплину составил его младший собрат, который был также искусственно насыпан на спецучастке «Свитязь» (в обратную сторону – «Верест»).
Понимая всю привлекательность данных локаций для зрителя, организаторы тщательно подошли к вопросу подготовки фан-зон – как с точки зрения комфорта, так и в контексте безопасности. Подъездные дороги к трамлинам были наглухо перекрыты, зоны возможного приземления автомобилей огорожены металлическими заборчиками, а контроль за перемещением болельщиков осуществляли несколько десятков волонтеров. Все эти меры, вкупе с организацией централизованных парковок и бесплатного трансфера из города (и обратно), привели к тому, что зрителей на всех трамплинах было предостаточно – но никаких эксцессов с их участием не возникло.
Кроме того, в качестве дополнительного мотиватора для спортсменов, которые сомневались – летать или не летать? – организаторы учредили специальный приз за самый дальний прыжок на Большом Трамплине в ходе первого воскресного спецучастка «Свитязь-1». Но чтобы у самых «безбашенных» не возникло желания прыгнуть «на все деньги» (что могло обернуться различными неприятными последствиями как для экипажей, так и для зрителей), за 600 метров до трамплина был установлен ретардер, призванный снизить скорость на километровой прямой, ведущей к точке отрыва от земли.
В этом месте нужно сделать небольшую паузу и обратиться к истории. Сколько лет существует Большой Трамплин – столько лет из уст в уста передается одно и то же заклинание: «Только тот, кто зайдет на трамплин со скоростью 150-160 км/ч, прыгнет красиво, приземлится ровно и ничего не поломает». Другими словами, медленнее – стыдно, а быстрее – страшно.
В качестве наиболее показательного примера обычно приводят совершенно безумный прыжок Алексея Тамразова в 2008 году, когда болельщики единодушно пришли к выводу, что наиболее эффективная рекламная площадь у Алексея находится на защите двигателя. По крайней мере, именно эту часть автомобиля лицезрели все собравшиеся по обе стороны Большого Трамплина. Добавим также, что намного дальше следующего поворота уехать Тамразову не удалось, потому что без амортизаторов автомобиль не очень хочет ехать.
Памятуя обо всех этих страшилках, организаторы и решили немного погасить скорость, с которой будут взлетать реактивные… простите, турбированные автомобили-участники ралли «Фортеця». И благодаря тому, что на каждом из них был установлен GPS-трекер, мы можем сейчас с вами оценить, был ли достигнут желаемый результат. Специалисты компании Innotech, которые обеспечивали контроль за прохождением трассы ралли, поделились с нами данными о скорости каждого участника в одной и той же точке – в момент отрыва от земли.
Итак, рекордный показатель скорости при заходе на Большой Трамплин в гонке образца 2019 года принадлежит Юрию Хомицкому, чья машина в точке отрыва набрала 134 км/ч. Всего на 1 км/ч меньше составил показатель Максима Шикова – которому, кстати, и достался по итогу приз за самый длинный, без малого 40-метровый прыжок. Третий результат – у Дениса Лохмана (131 км/ч). Дальше в этом рейтинге расположились Руслан Топор (128 км/ч), Валерий Горбань (127 км/ч), Александр Рогочий (126 км/ч) и Игорь Чаповский (123 км/ч). Больше никто из спортсменов за отметку в 120 км/ч не вышел.
Ради интереса приведем рекордные значения скорости в этой точке для моноприводных классов:
2WD Open – Максим Шиков (133 км/ч), Павел Копилец (118 км/ч), Алексей Сайфудинов (115 км/ч).
2WD – Сергей Ивченко (108 км/ч), Роман Жельнио (106 км/ч), Ауримас Ейдзюнас (104 км/ч).
В целом же, как видно из анализа, большинство полноприводных автомобилей заходили на Большой Трамплин со скоростью в диапазоне 100-130 км/ч, монопривод расположился в диапазоне 80-120 км/ч. Единственным исключением из правила стал «Безумный Макс» Шиков, который, набрав максимальную в пелотоне скорость, прыгнул так, что, казалось, останется торчать посреди дороги выхлопом вверх. Тем интереснее был послегоночный комментарий самого спортсмена – мол, а что тут такого, «клюшка» всегда прыгает клювом вниз, я ничего другого и не ожидал…
Не менее – а то и более – любопытными являются также данные о скорости в момент захода на самый маленький, городской трамплин, который входил в маршрут СУ2/4 «Фортеця». Здесь, конечно же, никакой предыстории не было и быть не могло, поскольку искусственных городских трамплинов до этого в Украине никто и никогда не делал. Возможно, в силу этого организаторы опять-таки решили подстраховаться, также установив на расстоянии 110 метров перед трамплином еще один ретардер.
Каких только прогнозов (в том числе и хвастливых) не довелось услышать перед гонкой! И100, и 120, и 150 км/ч! На деле же рекордные показатели скорости в точке отрыва на этом трамплине выглядели так:
Абсолют – Валерий Горбань (90 км/ч), Владимир Петренко (79 км/ч), Александр Козлов (76 км/ч)
2WD Open – Михаил Горшков (72 км/ч), Максим Шиков (69 км/ч), Павел Копилец (68 км/ч)
2WD – Сергей Ивченко (67 км/ч), Ауримас Эйдзюнас (67 км/ч), Конрад Рюдигер (66 км/ч)
Согласно данным GPS-трекеров, абсолютное большинство пелотона поместилось в диапазон от 50 до 90 км/ч, что абсолютно точно дает возможность утверждать – в данном формате городской трамплин имеет право на существование, как по своей зрелищности, так и по безопасности. Расстояния, выбранные организаторами для разгона и торможения, позволяли, с одной стороны, набрать достаточный для прыжка ход – но с другой, безопасно замедлиться перед следующим правым поворотом. Ну, а восторг многочисленных зрителей еще раз подтвердил – смелый эксперимент оказался удачным и вполне достоин повторения.
Фото © Денис Сисин, Евгений Канаш, Владимир Некрасов